ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения.
Уметь:
- выбрать оптимальный способ решения задачи профессиональной деятельности; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
- выбрать оптимальный способ решения задачи профессиональной деятельности; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
Иметь практический опыт:
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации.
- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках.
Иметь практический опыт:
- использования технической документации.
- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках
Иметь практический опыт:
- использования технической документации.
- основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна;
- характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов;
- основы конструкции судовых валопроводов, нагрузки и факторы, влияющие на его работу;
- устройство и работу дейдвудных комплексов;
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов;
Иметь практический опыт:
- параметрическом контроле работы автоматических систем управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами;
- состав, устройство и принцип работы винтов регулируемого шага (далее - ВРШ), а также системы управления установок с ВРШ;
- порядок и сроки проведения различных видов ремонтных и профилактических работ главных и вспомогательных механизмов и систем, а также электрооборудования судов;
Уметь:
- производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств;
Иметь практический опыт:
- эксплуации установки систем ВРШ, осуществлять поиск их характерных неисправностей и выполнять ремонт;
- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов;
Иметь практический опыт:
- несении ходовых вахт в машинном отделении; технической эксплуатации и ремонте судовых главных и вспомогательных механизмов, а также связанных с ними систем управления, гидроприводов судовых механизмов и устройств;
- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;
- устройство, принцип работы, назначение, эксплуатационные характеристики судовых насосов и систем трубопроводов;
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов;
Иметь практический опыт:
- несении ходовых вахт в машинном отделении;
- технической эксплуатации и ремонте судовых главных и вспомогательных механизмов, а также связанных с ними систем управления, гидроприводов судовых механизмов и устройств;
- состав, устройство и принцип работы топливной, смазочной, балластной и других систем и связанных с ними систем управления;
Уметь:
- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;
- производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;
Иметь практический опыт:
- технической эксплуатации и ремонте топливной, смазочной, балластной систем, а также связанных с ними систем управления;
- способы обеззараживания и установки очистки сточных и нефтесодержащих вод;
Уметь:
- производить подготовку к работе системы управления и сигнализации установок очистки сточных и нефтесодержащих вод;
Иметь практический опыт:
- параметрическом контроле работы автоматических систем управления установкой и вспомогательными механизмами;
- основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
Уметь:
- производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств;
Иметь практический опыт:
- технической эксплуатации и ремонте топливной, смазочной, балластной систем, а также связанных с ними систем управления;
часов
Основные понятия и определения теории движения среды в механизмах, аппаратах и трубопроводах. Классификация насосов, насосная установка.
Роторные насосы. Принцип работы, устройство, область применения и эксплуатация шестеренных, винтовых, неисправности и способы их устранения.
Общие сведения о центробежных насосах, схемы и принцип действия. Конструктивные разновидности рабочих колес подвода и отвода среды. Уравнение Эйлера и форма рабочих лопаток. Преобразователи динамического напора (скорости) в статический (давление) и способы уравновешивания осевых сил.
Изучение конструкции центробежных насосов, их сравнительные характеристики.
Принцип работы, устройство, область применения и эксплуатация струйных насосы. Характерные неисправности и способы их устранения.
1. Назначение и требования, предъявляемые к судовым компрессорам. Принципиальные схемы и принцип действия поршневых воздушных компрессоров двойного сжатия разных цилиндрах: обычные, «Тандем», дифференциальные поршни. Индикаторные диаграммы рабочего процесса. Многоступенчатое сжатие, охлаждение, смазка.
2. Воздухохранители, требования РМРС, конструкция головки воздушного баллона.
3. Эксплуатация воздушных компрессоров и воздухохранителей.
Изучение конструкции воздушного компрессора 2ОК1
1. Назначение и классификация сепараторов. Принцип действия, режимы работы.
2. Конструкция, основные узлы и кинематическая схема тарельчатого сепаратора.
3. Конструкция, основные узлы и кинематическая схема тарельчатого сепаратора с переодической выгрузкой шлама «Альфа-Лаваль».
Практическая работа № 3. Изучение конструкции сепаратора СЦ-1,5, подбор шайб и выбор режима работы.
Характеристики и краткое описание, конструкции центробежного насоса, расчет и построение центробежного колеса насоса, расчет спирального отвода центробежного насоса. Графическая часть: начертить сборочный чертеж центробежного насоса.
1. Назначение ВОУ. Принцип действия установок поверхностного и бесповерхностного типа. Типовые схемы и конструкции, элементы вакуумных водоопреснительных установок. Элементы автоматики ВОУ.
2. Эксплуатация опреснительных установок
Изучение типовых вакуумных водоопреснительных установок типа «Д» и с пластинчатыми теплообменными аппаратами.
Назначение и классификация судовых систем. Трубы, применяемые в судовых системах и их соединения. Арматура трубопроводов: запорно- переключающая, пропускающая среду в одном направлении, регулирования, предохранительная, редукционная и специальная.
1. Назначение трюмных систем. Принципиальные схемы и основные элементы балластной и осушительной систем
2. Требования IМО к сбросу балласта. Стандарт D -1, D-2. Очитка нефтесодержащих вод, установки ОНВ.
Практическая работа № 5. Изучение схем трюмных систем. Требования IМО к сбросу балласта. Стандарт D-1, D-2 сепараторы по очистке трюмных вод, установка ОНВ типа «СК- М».
1. Назначение, принципиальные схемы и оборудование систем: грузовой, зачистной, и мойки танков.
2. Система инертных газов: назначение, принципиальные схемы, принцип работы.
1. Классификация систем: назначение, принципиальные схемы, принцип работы, область применения.
2. Состав, принцип действия, эксплуатации и требования РМРС к системам водотушения, водораспыления, спринклерной, паротушения, углекислотного тушения высокого и низкого давления, воздушно-пенного тушения.
3. Состав, принцип действия, эксплуатации и требования РМРС к системам углекислотного тушения высокого и низкого давления, воздушно- пенного тушения.
Изучение систем углекислотного тушения.
Принципиальные схемы питьевой, мытьевой и забортной воды. Подача воды в систему с помощью гидрофоров.
1. Требования МАРПОЛ 73/78 к сбросу хозяйственно-фекальных вод и мусора. Назначение, принципиальная схема и основные элементы сточных систем. Способы обработки сточных вод. Устройства для обработки сточных вод.
2. Сбор и уничтожение твердых отходов и нефтепродуктов. Эксплуатация сточных систем и систем сбора, отработки и удаления твердых отходов.
Изучение устройств и установок для обработки сточно-фекальных вод и уничтожения твердых отходов.
Назначение и виды холодильных машин. Обратный цикл Карно. Парокомпрессорная холодильная машина с регулирующим вентилем. Сухой и влажный ход компрессора.
Хладагенты и хладоносители, их свойства, требования, предъявляемые к ним. Масла для судовых холодильных установок, классификация, свойства, основные физико-химические показатели.
Назначение элементов холодильной установки, классификация, конструкция.
"Изучение конструкции компрессора ФВ-6, конденсатора, испарителя, рекуперативного теплообменного аппарата, вспомогательных устройств"
Средства автоматизации, обеспечивающие регулирование холодопроизводительности, защиту, сигнализацию по параметрам работы холодильной установки. Способы регулирования холодопроизводительности хлодильной установки.
"Изучение конструкции и принципа действия регуляторов перегрева пара и парциальных реле давления".
"Изучение схемы автоматизации провизионной холодильной установки".
Испытание системы холодильной установки на герметичность, зарядка системы. Пуск, наблюдение во время работы, остановка установки.
"Проверка и испытание системы, зарядка хладоном".
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.