ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения.
Уметь:
- выбрать оптимальный способ решения задачи профессиональной деятельности; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
Иметь практический опыт:
- решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации.
- особенности социального и культурного контекста при использовании устной и письменной коммуникации.
Уметь:
- осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Иметь практический опыт:
- грамотной устной и письменной коммуникации на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста.
- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках.
Иметь практический опыт:
- использования технической документации.
- основы конструкции, принцип действия и эксплуатации паровых и газовых турбин, судовых вспомогательных котлов и других вспомогательных механизмов.
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и систем, паровых котлов.
Иметь практический опыт:
- технической эксплуатации систем защит и контроля, судовых котлов;
технической эксплуатации топливной, смазочной, систем, а также связанных с ними систем управления.
- принцип действия котлов и турбин; меры безопасности при эксплуатации парогазовых установок; основные неисправности и меры по предотвращению повреждений паровых котлов и связанных с ними вспомогательных механизмов и систем.
Уметь:
- подготовить к работе и эксплуатировать паровые котлы и связанные с ними вспомогательные механизмы и системы.
Иметь практический опыт:
- эксплуатации судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
- основные принципы несения безопасной вахты.
Уметь:
- контролировать работу ТС
Иметь практический опыт:
- несения машинной вахты.
- основные принципы работы механических систем
Уметь:
- вводить в эксплуатацию и контролировать работу котлов, турбин и связанных с ними систем управления.
Иметь практический опыт:
- эксплуатации котлов, турбин и связанных с ними систем управления.
- конструкцию и принцип работы топливной системы котла, системы смазки турбоагрегатов.
Уметь:
- выявлять и устранять неисправности в работе топливных и смазочных систем.
Иметь практический опыт:
- эксплуатации топливных и смазочных систем.
- требования нормативных документов по предотвращению загрязнения
Уметь:
- принимать меры для предотвращения загрязнения морской среды.
Иметь практический опыт:
- в применении требований нормативных документов по предотвращению загрязнения.
часов
Состав судовой котельной установки и принцип её действия; процессы, происходящие в котле
Классификация паровых котлов; характеристики и схемы основных типов судовых паровых котлов.
Практическое занятие № 1. Изучение схем паровых котлов.
Виды, характеристики, топлива; требования к топливу; приём, хранение и расходование топлива. Коэффициент избытка воздуха, топочные устройства; форсунки.
Практическое занятие № 2. Изучение топочных устройств.
Влияние качества воды на работу котла; основные показатели качества воды; водоконтроль, водные режимы и методы водообработки.
Тепловой баланс котла; КПД котла; потери теплоты и способы поддержания значений тепловых потерь котла в допустимых пределах. Эффективность работы утилизационной установки.
Тепловой баланс котла; КПД котла; потери теплоты и способы поддержания значений тепловых потерь котла в допустимых пределах. Эффективность работы утилизационной установки.
Практическое занятие № 3. Изучение конструкции основных типов вспомогательных котлов.
Практическое занятие № 4. Изучение систем котельных установок.
Общая конструкция и конструктивные элементы утилизационных котельных установок; область их применения; назначение всех элементов, их расположение, материал изготовления и требования к эксплуатации; преимущества и недостатки различных конструктивных решений.
«Техническая эксплуатация» и «техническое использование»; подготовка котла к действию; обслуживание котла; вывод из действия и хранение котла; неисправности и безопасность обслуживания котла. Руководящие документы; осмотры и испытания котлов; очистка котлов и систем; неисправности и методы их устранения; меры безопасности при обслуживании котлов.
Классификация турбин и область их применения; активный и реактивный принцип работы пара (газа); требования к судовым турбинам; устройство и принцип действия одноступенчатой активной турбины, активной турбины со ступенями давления и скорости, реактивные турбины; смешанные и комбинированные турбины.
Назначение и конструкция элементов корпуса, сопловой коробки и проточной части турбины; ротор, подшипники и уплотнения.
Конденсатно-питательная система; циркуляционная система; система смазки; система укупорки и отсоса пара из уплотнений; система автоматического регулирования и защиты.
Практическое занятие № 5. Изучение систем вспомогательных турбоагрегатов.
Сравнительная оценка и область применения; принципиальные схемы и циклы; типы установок; ГТУ М-25; конструкция турбин; компрессоры; камеры сгорания; форсунки и регенераторы. Системы газотурбинной установки.
Процессы расширения пара в соплах; преобразование энергии пара в ступенях; степень реактивности; КПД, потери; треугольники скоростей; критические параметры; расширение пара в косом срезе сопла; рабочий процесс турбины на переменных режимах; расход пара.
Подготовка турбопривода к действию; прогревание и пуск; обслуживание во время работы; остановка и обслуживание во время бездействия; эксплуатация систем автоматического регулирования; характерные неисправности и их устранение; основные характеристики и параметры работы; техника безопасности при обслуживании турбоприводов.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.