ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Электрооборудование судов»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- методы работы в профессиональной и смежных сферах
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
Иметь практический опыт:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
Иметь практический опыт:
- правила оформления документов и построения устных сообщений;
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;
Иметь практический опыт:
- техническую и рабочую документацию по электрооборудованию судов;
- обозначения судовых приводов, механизмов, систем и их элементов, элементы судовых электрических средств;
- принципы построения и изображения электрических и простых электронных диаграмм и схем в соответствии с действующими стандартами;
Уметь:
- читать схемы судовых систем, а также электрические схемы
Иметь практический опыт:
- ведении технической документации;
- основные характеристики и состав судовых электростанций;
- устройство и принцип работы электрических машин постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы;
- устройство, принцип работы и назначение трансформаторов и преобразователей, их характеристики и режимы работы;
- устройство, принцип работы и область применения коммутационной и защитной аппаратуры;
- состав и устройство электрических распределительных щитов и электрических сетей;
- устройство, принцип работы судовых генераторов, основные принципы параллельной работы генераторов;
- устройство и принцип работы судового электронного оборудования и различных систем управления;
- устройство и принципы работы установок высокого напряжения;
- общее устройство, назначение, область применения электроизмерительных приборов и правила пользования ими;
- устройство и принцип работы аккумуляторов;
Уметь:
- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;
- производить пуск, распределение нагрузки, ввод в параллельную работу генераторов, снятие, а также перевод нагрузки с одного генератора на другой;
- определять техническое состояние генераторов, устранять возникающие дефекты в генераторах;
- определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;
- производить параметрический контроль технического состояния судового электрооборудования и средств автоматики с использованием измерительного комплекса, а также использовать контрольно-измерительные приборы для контроля параметров главных и вспомогательных двигателей и связанных с ними вспомогательных механизмов и систем;
- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов;
- производить электрические измерения;
Иметь практический опыт:
- технической эксплуатации электрических и электронных систем, генераторов, устройств распределения электрической энергии, систем защит и контроля, судовых насосов и котлов;
- технической эксплуатации аккумуляторов;
- характерные судового электрооборудования и способы их устранения;
- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;
Уметь:
- квалифицированно осуществлять подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта;
Иметь практический опыт:
Базовая конфигурация и принципы работы следующего электрического, электронного и контрольного оборудования:
1. электрическое оборудование:
- генераторные и распределительные системы
- подготовка и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой
- электромоторы, включая методологии их пуска
- высоковольтные установки
- последовательные контрольные цепи и связанные с ними системные устройства
2. электронное оборудование:
- характеристики базовых элементов электронных цепей
- схема автоматических и контрольных систем
- функции, характеристики и свойства контрольных систем для отдельных механизмов, включая органы управления главной двигательной установкой и автоматические органы управления паровым котлом
Уметь:
Иметь практический опыт:
- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием
- техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока
- конструкция и работа электрического контрольно-измерительного оборудования
Функционирование и рабочие испытания следующего оборудования и его конфигурация:
1. системы слежения
2. устройства автоматического управления
3. защитные устройства
Уметь:
- обнаруживать неисправности в электроцепях, устанавливать места неисправностей и применять меры по предотвращению повреждений
- читать электрические и простые электронные схемы
Иметь практический опыт:
часов
Конструкция и принцип действия однофазного и трехфазного трансформатора
Специальные и измерительные трансформаторы. Классификация, принцип действия и конструкция трансформаторов
Исследование работы однофазного трансформатора
Конструкция асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором; принцип действия,; механическая характеристика; электромагнитный момент и скольжение
Способы пуска в ход АД. Достоинства и недостатки АД
Подключение двигателя к сети. Реверс АД
Характеристики намагничивания; процесс самовозбуждения синхронных генераторов; электромагнитные процессы, происходящие в генераторе при его работе на холостом ходу и под нагрузкой; понятие о реакции якоря генератора; внешние характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке
Особенности работы бесщеточных генераторов; подмагничивание генераторов
Процесс самовозбуждения синхронных генераторов
Характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке
Включение СГ на параллельную работу
Изучить отказы в работе СГ и системы компаундирования
Классификация судовых электростанций. ГРЩ и потребители, питающиеся непосредственно от ГРЩ. Распределительные щиты и их расположение на судне; щит питания с берега и способ подключения судовой электростанции к береговой сети
Питающий кабель одиночного потребителя
Коммутационная аппаратура СЭС, тип, назначение
АДГ и АРЩ и требования к ним Регистра России. Схема автоматического запуска АДГ, потребители, получающие питание от АРЩ. настройка автоматического запуска, работы и вывод АРЩ из схемы при восстановлении общесудового питания
Принцип работы кислотного и гелиевого аккумулятора; правила технического обслуживания аккумуляторов
Где применять только щелочные аккумуляторы; новые виды аккумуляторов, используемых на морских судах
Схемы пуска насосов, система автоматического запуска горячего резерва; схема пожарного насоса и особенность защиты насоса с помощью теплового реле; схема автоматической работы воздушного компрессора; автоматическая работа рефрижераторной установки и установки кондиционирования воздуха
Описание пуска в ход электрических двигателей. Схема переключением со звезды на треугольник
Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД
Исследование и изучение устройства магнитных пускателей. Практическая работа по подключению элементов схемы компрессора
Схема автоматизированной работы холодильной установки
Электрическая рулевая машина
Изучение устройства магнитных пускателей
Схема и алгоритм автоматизированной работы котельной установки
Работа по подключению элементов схемы
Изучение однолинейной схемы автоматической пожарной сигнализации
Исследование системы автоматического контроля сопротивления изоляции
Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Правила пользования переносными электроизмерительными приборами, защита от прикосновения к токоведущим жилам
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.