2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
26.02.05 – Раздел 1.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы автоматики и теории управления техническими системами»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы автоматики и теории управления техническими системами»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы автоматики и теории управления техническими системами» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Красиловец И.Э
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы автоматики и теории управления техническими системами»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- базовая конфигурация и принципы работы следующего электрического, электронного и контрольного оборудования

Уметь:

- подгатавливать и запускать генераторы, и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой

Иметь практический опыт:

К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 8 семестре.
Дисциплина «Основы автоматики и теории управления техническими системами» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электротехника и электроника
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 49 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
49
22
27
В том числе: 
Лекционные занятия
40
22
18
Практические занятия
9
9
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
49
22
27
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Автоматическое регулирование параметров энергетических установок
 
Тема 1.1 Общие сведения об автоматических системах
Лекция (урок):

Понятие об автоматических системах. Классификация автоматических систем.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 1.2 Основные элементы автоматических систем
Лекция (урок):

Классификация элементов. Измерительные элементы. Усилительные элементы. Исполнительные элементы и регулирующие органы.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 1.3 Статические и динамические характеристики автоматических систем
Лекция (урок):

Основные сведения об управляемых объектах. Статические характеристики систем. Динамические характеристики систем. Типовые звенья систем.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 1.4 Корректирующие устройства автоматических систем
Лекция (урок):

Интегральные регуляторы. Пропорциональные регуляторы. Пропорционально - интегральные регуляторы. Корректирующие устройства автоматических систем: функциональные схемы, нагрузочные характеристики, графики переходного режима

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 2. Контрольно-измерительные приборы
 
Тема 2.1 Приборы для измерения температуры
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП температуры.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.2 Приборы для измерения давления
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП давления.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.3 Приборы для измерения мощности
Лекция (урок):Изучение конструкции и принципа работы КИП мощности.
2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.4 Приборы для измерения частоты вращения
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП частоты вращения.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.5 Приборы для измерения уровня жидкости
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП уровня жидкости.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.6 Приборы для измерения расхода жидкости, пара
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП расхода жидкости, пара.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 2.7 Приборы для анализа рабочего процесса
Лекция (урок):

Изучение конструкции и принципа работы КИП анализа рабочего процесса.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
8 семестр
 
Раздел 3. Средства автоматизации главных энергетических установок
 
Лекция (урок):

Регуляторы прямого и непрямого действия, структурная схема и принцип действия.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.1 Автоматическое регулирование угловой скорости коленчатого вала
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Регуляторы прямого и непрямого действия. Принцип работы, структурные схемы.

3
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.2 Основные неисправности и настройка регуляторов угловой скорости
Лекция (урок):

Техническая эксплуатация регуляторов угловой скорости: основные неисправности регуляторов угловой скорости, настройка регуляторов угловой скорости.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.3 Автоматическое регулирование температурных режимов дизелей
Лекция (урок):

Регулирование температуры воды в системе охлаждения дизеля. Температурный режим в смазочной системе дизеля. Регулирование температуры топлива и воздуха. Способы регулирования температуры. Элементы регуляторов температуры.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

Регуляторы температуры и вязкости прямого действия, структурная схема и принцип действия (РТП). Регуляторы температуры прямого действия дистанционный, структурная схема и принцип действия (РТПД). Неисправности регуляторов температуры и вязкости.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.4 Регуляторы температуры и вязкости
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Автоматическое регулирование вязкости топлива.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.5 Средства автоматизации топливных и смазочных систем
Лекция (урок):

Требования Регистра к средствам автоматизации топливных с смазочных систем. Средства подготовки топлива. Регулирование уровня топлива в топливных цистернах. Автоматическое управление и контроль работы топливных систем. Средства автоматизации смазочной системы.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.6 Дистанционные системы управления дизелей
Лекция (урок):

Неавтоматизированные автоматизированные системы управления дизелей. Схемы систем дистанционного управления. Структурная схема постов управления дизелей 6ЧСП 15/18. Структурная схема поста управления управления дизеля 6ЧН 18/26.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.7 Основные элементы систем ДАУ
Лекция (урок):

Структурные схемы систем ДАУ. Структурные схемы постов управления систем ДАУ. Элементы систем ДАУ: двухпозиционные воздушные клапаны, безпозиционные клапаны, трехпозиционный золотник дизеля 6ЧСП 15/18, поршневые исполнительные механизмы, мембранные исполнительные элементы, лопастные исполнительные механизмы, блокировочные устройства, корректирующие устройства.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

Структурная функциональная схема гидравлической системы ДАУ дизелей 12ЧСПН 18/20: основные элементы, принцип действия.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.8 Гидравлические системы ДАУ
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Структурная схема гидравлической системы ДАУ дизелей 6ЧСН18/22.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 3.9 Техническое обслуживание систем ДАУ
Лекция (урок):

Подготовка систем к работе. Возможные неисправности систем ДАУ и способы их устранения. Диагностирование систем ДАУ. Регулирование и настройка элементов системы ДАУ.

1
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Раздел 4. Средства автоматизации вспомогательных энергетических установок
 
Тема 4.1 Автоматизация электрических установок
Лекция (урок):

Средства автоматизации дизель-генераторов. Автоматизация работы электростанций. Структурная схема автоматизации судовой электрической станции.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

Автоматическое управление паровых автономных котлов. Автоматическое управление водогрейных автономных котлов. Автоматизация управления котлов-утилизаторов.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 4.2 Средства автоматизации котельных установок
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Автоматизированная система управления котла КОАВ-200

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
Тема 4.3 Автоматизация якорно-швартовных,буксирных, сцепных и рулевых устройств
Лекция (урок):

Средства автоматизации якорных устройств. Средства автоматизации швартовных устройств. Средства автоматизации буксирных и сцепных устройств. Средства автоматизации рулевых машин.

2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы автоматики и теории управления техническими системами» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ефимов В.С. Автоматика СЭУ и ВМ:. - ООО «ВУД», 2011. - 
 
2. Архангельский В.С. Автоматика и аппаратура контроля СЭУ Л:. - Судостроение, 1991. - 
 
3. Онасенко В.С. Судовая автоматика М:. - Транспорт, 1976. - 
 
4. Нелепин Р.А. Элементы судовой автоматики Л:. - Судостроение, 1976. - 
 
5. Самсонов Л.А., Боричев А.В. Основы автоматики:конспект лекций. - С-Петербург, ГМА им.адм. С.О.Макарова, 2001. - 
 
6. Исаков Л.И. Техническая эксплуатация судовой автоматики М:. - Транспорт, 1983. - 
 
7. Берке Е.В. Системы автоматики и контроля СЭУ и их эксплуатация:. - Ростов-на-Дону, ЛаПО, 2003. - 
 
8. Алексеев В.С. Автоматика СЭУ и вспомогательных механизмов.:. - Ростов-на-Дону: РМК им. Г.Я. Седова, 2011. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Печененко В.И., Козьминых Г.В. Автоматика регулирования и управления судовых силовых установок М:. - Транспорт, 1973. - 
 
2. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок М:Транспорт. - Транспорт, 1995. - 
 
3. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97:. - СПб,, 1997. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.