ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- порядок действий при поиске и спасании;
- организацию проведения тревог;
Уметь:
- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия
Иметь практический опыт:
- действовать по тревогам
- виды и химической природы возгорания
- системы пожаротушения
Уметь:
- организовывать учения по борьбе с пожаром
Иметь практический опыт:
часов
Ознакомление с требованиями документов, регламентирующих подготовку моряков
1. Авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария, инцидент (международный кодекс проведения расследований аварии и инцидентов на море).
2. Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия. Источники риска и опасностей на море.
3. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций.
4. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013).
5. Необходимость быть готовыми к любым ЧАС.
6. Потенциально возможные аварийные ситуации.
7. Первоначальные и последующие действия в ЧАС.
1. Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА.
2. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.
3. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам.
4. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам.
Лабораторная работа № 1. Использования индивидуальных спасательных средств
1. Средства приведения спасательной шлюпки в движение.
2. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов.
3. Оборудование спасательной шлюпки.
4. Снабжение спасательной шлюпки.
5. Оборудование спасательных плотов (надувных)
Практическое занятие № 1. Использование спасательных шлюпок
1. Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов.
2. Организация посадки в спасательные средства.
3. Спуск спасательной шлюпки.
4. Спуск спасательных плотов.
5. Оказание помощи человеку за бортом.
6. Отход от судна.
Судовые подготовки и учения.
Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям
1. Первичные действия после оставления судна.
2. Действия командира спасательного средства.
3. Важность держаться вместе – подать концы друг другу.
4. Ориентировки и наблюдение в море.
5. Внутренние и внешние вахты.
6. Распорядок жизни на спасательном средстве.
7. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды.
8. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве.
9. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы
1. Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр.
2. Типы и источники воспламенения.
3. Причины пожаров и их последствия.
4. Опасности при пожаре.
5. Распространение пламени на судне.
6. Необходимость постоянной бдительности.
7. Классификация пожаров.
8. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки)
1. Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74).
2. Комплекс противопожарной защиты судов.
3. Конструктивная защита. Основные конструктивные принципы пожаротушения.
3. Перекрытия класса A, B и C.
4. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими.
5. Активная противопожарная защита. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.
6. Организационно-технические и предупредительные мероприятия.
7. Предотвращение пожара и взрыва.
Практическое занятие № 2. Применение противопожарного оборудования в части использования различных типов огнетушителей, тушения пожара с помощью воды, пены, порошка, а также знания противопожарного снабжения
1. Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах.
2. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром.
3. Место сбора.
4. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту).
5. Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром.
1. Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного.
2. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении.
3. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка.
4. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата.
5. Тушение нефтяных пожаров.
Лабораторная работа № 2. Применение противопожарного оборудования, спасение человека, прохождение помещения, в которое была введена высокократная пена
1. Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности.
2. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи
Лабораторная работа № 3. Формирование навыков применения способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока, оказания помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи
1. Выполнение действий при авариях.
2. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним.
3. Готовность к аварийным ситуациям.
4. Судовой план действий в ЧАС.
5. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги.
6. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним.
7. Каютная карточка.
8. Правильное использование снаряжения личной безопасности.
9. Инструктажи и учения на судне.
10. Знание путей эвакуации.
11. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи
1. Основные критерии непотопляемости судна.
2. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость.
3. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.
4. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости.
5. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель).
6. Назначение аварийного снабжения.
Лабораторная работа № 4. Формирование практического использования аварийного снабжения
1. Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.
2. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение).
3. Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях.
4. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения.
5. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ)
Практическое занятие № 3. Закрепление понимания важности выполнения требований техники безопасности и проверку усвоения лекционного материала.
1. Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.
2. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1).
3. Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ).
4. Понятие «особый район».
5. Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море.
6. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов.
7. Сбор бытовых отходов на судне.
8. Сдача мусора перед выходом судна из порта.
9. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна.
Практическое занятие № 4. Закрепление понимания важности выполнения требований МК МАРПОЛ по предотвращению загрязнения с судов и проверку усвоения лекционного материала
1. Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне.
2. Стандартные фразы ИМО для общения на море.
3. Межнациональные отношения и пути их разрешения.
4. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.
5. Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной.
6. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике.
7. Дисциплинарные поощрения и взыскания. Права Капитана судна.
8. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.
9. Основные принципы и практика совместной работы.
Лабораторная работа № 5. Тест для самопроверки с неограниченным количеством повторения до достижения результата
Рекомендованы постановлением технического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10 от 31.10.2003. :. - , . -
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.