Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI 3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI 3 Конвенции ПДНВ)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»
26.02.05 – Раздел 2.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 2.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 2.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Болгов А.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

-  распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;

- методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;

- виды и способы подачи сигналов бедствия;

- порядок действий при поиске и спасании;

- организацию проведения тревог;

Уметь:

- пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия

Иметь практический опыт:

- действовать по тревогам

ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды и химической природы возгорания

- системы пожаротушения

Уметь:

- организовывать учения по борьбе с пожаром

Иметь практический опыт:

К 2.3 Предотвращение пожаров и борьба с пожарами на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 38 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
38
38
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Лабораторные занятия
12
12
Практические занятия
4
4
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
38
38
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 
 
Тема 1.1 Введение
Лекция (урок):

Ознакомление с требованиями документов, регламентирующих подготовку моряков

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Раздел 2. СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ 
 
Тема 2.1 Возможные виды аварийных ситуаций, которые могут привести к необходимости оставления судна 
Лекция (урок):

1. Авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария, инцидент (международный кодекс проведения расследований аварии и инцидентов на море).

2. Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия. Источники риска и опасностей на море.

3. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций.

4. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013).

5. Необходимость быть готовыми к любым ЧАС.

6. Потенциально возможные аварийные ситуации.

7. Первоначальные и последующие действия в ЧАС. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА.

2. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.

3. Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам.

4. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 2.2 Типы спасательных средств на морских судах.
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Использования индивидуальных спасательных средств

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Средства приведения спасательной шлюпки в движение.

2. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов.

3. Оборудование спасательной шлюпки.

4. Снабжение спасательной шлюпки.

5. Оборудование спасательных плотов (надувных)

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 2.3 Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Использование спасательных шлюпок

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 2.4 Действия членов экипажа при оставлении судна
Лекция (урок):

1. Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов.

2. Организация посадки в спасательные средства.

3. Спуск спасательной шлюпки.

4. Спуск спасательных плотов.

5. Оказание помощи человеку за бортом.

6. Отход от судна.

Судовые подготовки и учения. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 2.5 Организация жизни на воде и в спасательных средствах.

Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям 

Лекция (урок):

1. Первичные действия после оставления судна.

2. Действия командира спасательного средства.

3. Важность держаться вместе – подать концы друг другу.

4. Ориентировки и наблюдение в море.

5. Внутренние и внешние вахты.

6. Распорядок жизни на спасательном средстве.

7. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды.

8. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве.

9. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Раздел 3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ 
 
Тема 3.1 Возможные виды пожарной опасности на судах 
Лекция (урок):

1. Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр.

2. Типы и источники воспламенения.

3. Причины пожаров и их последствия.

4. Опасности при пожаре.

5. Распространение пламени на судне.

6. Необходимость постоянной бдительности.

7. Классификация пожаров.

8. Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки)

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74).

2. Комплекс противопожарной защиты судов.

3. Конструктивная защита. Основные конструктивные принципы пожаротушения.

3. Перекрытия класса A, B и C.

4. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими.

5. Активная противопожарная защита. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.

6. Организационно-технические и предупредительные мероприятия.

7. Предотвращение пожара и взрыва. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 3.2 Комплекс противопожарной защиты судов. 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Применение противопожарного оборудования в части использования различных типов огнетушителей, тушения пожара с помощью воды, пены, порошка, а также знания противопожарного снабжения

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 3.3 Организация борьбы с пожаром на судах 
Лекция (урок):

1. Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах.

2. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром.

3. Место сбора.

4. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту).

5. Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром. 

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 3.4 Использование противопожарного оборудования и снабжения 
Лекция (урок):

1. Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного.

2. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении.

3. Тушение пожаров с помощью компактной и распыленной струи воды, с помощью пены, порошка.

4. Вхождение и прохождение через помещения, в которые была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата.

5. Тушение нефтяных пожаров. 

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 3.5 Борьба с огнем и тушение пожара
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Применение противопожарного оборудования, спасение человека, прохождение помещения, в которое была введена высокократная пена

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Раздел 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 
 
Лекция (урок):

1. Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности.

2. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 4.1 Элементарная первая помощь
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Формирование навыков применения способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока, оказания помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Раздел 5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 
 
Тема 5.1 Готовность к действию в чрезвычайных ситуациях 
Лекция (урок):

1. Выполнение действий при авариях.

2. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним.

3. Готовность к аварийным ситуациям.

4. Судовой план действий в ЧАС.

5. Действия, предпринимаемые по сигналам тревоги.

6. Расписание по тревогам, действия членов экипажа по ним.

7. Каютная карточка.

8. Правильное использование снаряжения личной безопасности.

9. Инструктажи и учения на судне.

10. Знание путей эвакуации.

11. Аварийно-предупредительная сигнализация и системы внутрисудовой связи

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Основные критерии непотопляемости судна.

2. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость.

3. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.

4. Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости.

5. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель).

6. Назначение аварийного снабжения. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 5.2 Борьба за непотопляемость 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Формирование практического использования аварийного снабжения

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.

2. Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение).

3. Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях.

4. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения.

5. Ознакомление с международными мерами относительно предотвращения несчастных случаев и гигиены труда (Кодекс Правил МОТ)

2
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 5.3 Соблюдение техники безопасности 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Закрепление понимания важности выполнения требований техники безопасности и проверку усвоения лекционного материала. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Лекция (урок):

1. Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.

2. Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1).

3. Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ).

4. Понятие «особый район».

5. Категории мусора, разрешенного к сбрасыванию в море.

6. Основные положения о сбрасывании пищевых отходов.

7. Сбор бытовых отходов на судне.

8. Сдача мусора перед выходом судна из порта.

9. Основные положения МК МАРПОЛ относительно сжигания отходов на борту судна. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 5.4 Предотвращение загрязнения окружающей среды
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Закрепление понимания важности выполнения требований МК МАРПОЛ по предотвращению загрязнения с судов и проверку усвоения лекционного материала

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 5.5 Взаимоотношения между людьми на судне 
Лекция (урок):

1. Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне.

2. Стандартные фразы ИМО для общения на море.

3. Межнациональные отношения и пути их разрешения.

4. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм.

5. Организация экипажа судна. Контроль за работой и дисциплиной.

6. Требования руководящих документов по дисциплинарной практике.

7. Дисциплинарные поощрения и взыскания. Права Капитана судна.

8. Правила поведения при повседневной работе, и при аварийных ситуациях.

9. Основные принципы и практика совместной работы. 

1
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
Тема 5.5 Взаимоотношения между людьми на судне 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Тест для самопроверки с неограниченным количеством повторения до достижения результата

4
К 2.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бюллетень изменений и дополнений к Международному кодексу по спасательным средствам (Кодекс ЛСА):. - , 2016. - 
 
6.1 Основная литература
 
2. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78), с поправками:. - , . - 
 
3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ-78), с поправками:. - , . - 
 
4. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА), с поправками:. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Международный кодекс по системам пожарной безопасности - Резолюция КБМ ИМО 98(73):. - ЦНИИМФ, 2016. - 
 
3. Международное руководство по судовой медицине:. - ВОЗ, 2014. - 
 
4. Правила пожарной безопасности на морских судах.

Рекомендованы постановлением технического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» №10 от 31.10.2003. :. - , . - 

 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.