2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Основы управления структурным подразделением
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы управления структурным подразделением»
26.02.05 –   МДК.03.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы управления структурным подразделением»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 –   МДК.03.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы управления структурным подразделением»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы управления структурным подразделением» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Щербакова Е.Л.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы управления структурным подразделением»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основ организации и планирования деятельности подразделения;

- принципов, форм и методов организации производственного и технологического процессов;

- характера взаимодействия с другими подразделениями

Уметь:

- рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;

- планировать работу исполнителей;

- обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современных технологий управления подразделением организации;

- методов принятия решений;

видов, форм и методов мотивации персонала, в т.ч. материального и нематериального стимулирования работников;

делового этикета;

- особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности

Уметь:

- инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;

- принимать и реализовывать управленческие решения и проводить оценку результата;

- мотивировать работников на решение производственных задач

Иметь практический опыт:

ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов оценивания качества выполняемых работ;

- основных производственных показателей работы организации в отрасли и её структурных подразделений;

- методов планирования, контроля и оценки работ исполнителей;

- способов оценки ситуации и риска

Уметь:

- рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, характеризующие эффективность выполняемых работ;

- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы

Иметь практический опыт:

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- соответствующих конвенций ИМО, касающихся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.6 Наблюдение за соблюдением требований законодательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- вопросы управления персоналом на судне и его подготовки

- соответствующие международные морских конвенций и рекомендаций, а также национального законодательства

Уметь:

- применять методы управления задачами и рабочей нагрузкой

Иметь практический опыт:

К 2.7 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы личного выыживания

- способы предотвращения пожара

- личную безопасность и общественные обязанности

Уметь:

- тушить пожары

- применять приемы элементарной первой помощи

Иметь практический опыт:

К 2.8 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы управления структурным подразделением» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы финансовой грамотности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 23 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
23
23
В том числе: 
Лекционные занятия
23
23
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
23
23
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Нормативно-правовая документация по организации и планированию на предприятии

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Организация рабочих мест, расстановка кадров, обеспечение их предметами и средствами труда

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 1. Организация работы структурного подразделения
Лекция (урок):

3. Организация мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Планирование работы и контроль исполнителей на всех стадиях работ.

2. Планирование производственных показателей работы организации отрасли и её структурных подразделений

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 2. Планирование работы структурного подразделения
Лекция (урок):

3. Планирование мероприятий по контролю соблюдения правил безопасности труда и выполнения требований производственной санитарии

4. Особенности планирования работы предприятия в условиях макроэкономической нестабильности  

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процесса на производстве 

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 3. Организация производственного и технологического процесса
Лекция (урок):

2. Техническая документация организации и планирования работ

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Планирование и организация взаимодействия с другими подразделениями   отрасли

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 3. Организация производственного и технологического процесса
Лекция (урок):

4. Организация процесса и контроль за качеством выполняемых работ в деятельности подразделения с применением современных информационных технологий 

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени.

2. Организация и оплата труда на предприятии. Мотивация работников на решение производственных задач

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 4. Организация и нормирование труда на предприятии
Лекция (урок):

3. Системы и формы оплаты труда. Сущность заработной платы.

4. Судовая отчетность и оформление судовых документов

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Методика расчёта основных производственных показателей, характеризующих эффективность выполняемых работ

2. Затраты на производство продукции (работ, услуг), их виды и классификация

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 5. Основные показатели деятельности предприятий водного транспорта
Лекция (урок):

3. Себестоимость продукции (работ, услуг), и ее экономическая сущность

4. Ценообразование на продукцию (работ, услуг). Цели и задачи ценообразования

5. Доходы, прибыль, рентабельность работы предприятий отрасли

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 6. Нормативные документы
Лекция (урок):

Исполнение обязанностей командного состава в соответствии с нормативными документами:

− Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ-2001 г.);

− Устав службы на судах морского флота;

− Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений (МКУБ-1993, Резолюция ИМО А741(18) от 4.11.1993 г.); − Устав о дисциплине работников водного транспорта (2000 г. - морского флота).

4
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2. Современные технологии управления подразделением организации

2
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Функциональные обязанности работников машинной команды

4. Методы и формы принятия и реализации управленческих решений

5. Этика делового общения в коллективе

2
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 7. Основы руководства работой структурного подразделения
Лекция (урок):

6. Психология менеджмента. Основы конфликтологии. Управление конфликтными ситуациями, стрессами и рисками

2
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы управления структурным подразделением» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент:учебник для СПО. - Феникс, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Устав о дисциплине работников морского транспорта:. - , 2016. - 
 
6.1 Основная литература
 
2. Щербакова, Е.Л.  Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю «Организация работы структурного подразделения» :. - ИВТ им. Г.Я.Седова, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Устав службы на судах морского флота РФ 2018 г., утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 г. № 224:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.