2024-2025_26_02_05_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Основы производственной деятельности на морских судах
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.05 – ОП.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Прач А.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности личной безопасности и общественных обязанностей

Уметь:

- применять способы личного выживания

Иметь практический опыт:

К 2.8 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
16
16
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
16
16
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Тема 1. Морской транспорт как ведущее звено транспортной системы России
Лекция (урок):

Сфера деятельности морского транспорта, его место и роль в транспортной системе России. Показатели и измерители эффективности работы морского транспорта. Организационно-правовые формы предприятий морского транспорта. Планирование хозяйственной деятельности предприятий морского транспорта в условиях рыночной экономики. Бизнес-план. Транспортные тарифы. Формы оплаты труда. Понятие и виды зарплаты. Налогообложение предприятия морского транспорта. Декларация о доходах

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие производственную деятельность на морских судах
Лекция (урок):

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. Международная конвенция о спасании 1989 г. Российские нормативно-правовые акты, регулирующие работу на морском судне.

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3. Государственное регулирование в сфере морского транспорта
Лекция (урок):

Министерство транспорта и его функции по управлению морским торговым флотом. Полномочия Росморречфлота. Морской регистр и его функции. Администрация морского порта и ее функции.

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4. Правовое регулирование труда на борту судна
Лекция (урок):

Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты трудового законодательства, регулирующие работу на борту судна. Права и обязанности работника и работодателя. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Порядок выплаты заработной платы. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Право социальной защиты. Защита нарушенных трудовых прав.

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Лекция (урок):

1. Устав службы на морских судах 2018 г.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г.

3. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения 1993 г.

4. Свидетельство об управлении безопасной эксплуатацией.

5. СУБ компании-судовладельца, ее задачи.

6. Основы построения СУБ судна, обязанности капитана судна в рамках СУБ. 7. Документы СУБ судна.

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6. Требования к экипажу судна.Флаги и вымпелы судна
Лекция (урок):

Распределение экипажа по службам в соответствии с Уставом службы на морских судах 2018 г. Уровни ответственности членов экипажа судна в соответствии с ПДНВ-78/95. Правовое положение капитана судна. Требования к жилым помещениям для экипажа. Организация вахтенной службы. Флаги и вымпелы судна. Международный свод сигналов

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7. Правила поведения на судне
Лекция (урок):

Судовое заведование. Порядок пользования судовыми помещениями. Действия, запрещенные на судне. Распорядок дня на судне. Пользование судовыми шлюпками. Общие правила безопасности на судне. Правила безопасности при проведении отдельных видов работ.

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Лекция (урок):

Организация работы по охране труда на судне. Нормативно-правовые акты, регулирующие охрану труда на судне. Обязанности судовладельца, капитана судна и лица, ответственного за охрану труда на судне. Ответственность за нарушение требований охраны труда и техники безопасности. Производственный травматизм на судне

2
К 2.8,ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. С. Скаридов Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право:Учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. - 
 
2. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.:. - , . - 
 
3. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95) с поправками от 2010 г:. - , . - 
 
4. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72):. - , . - 
 
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78):. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Правовое регулирование морского судоходства в РФ:. - , . - 
 
2. Торский В.Г., Топалов В.П. Управление судовыми экипажами (издание 2-е, исправленное и дополненное):. - Одесса, Астропринт, 2011. - 
 
3. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ:. - , 2001. - 
 
4. Анищенко Н.В. Организация и оплата труда плавсостава морских судов:. - МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2004. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.