2024-2025_26_02_05_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология технического обслуживания и ремонта судов»
26.02.05 – Раздел 1.06 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология технического обслуживания и ремонта судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.06 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология технического обслуживания и ремонта судов»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технология технического обслуживания и ремонта судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Грищенко М.В
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технология технического обслуживания и ремонта судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста;

- правила оформления документов и построения устных сообщений

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов технической дефектоскопии;

- характерных неисправностей вспомогательных механизмов и систем, судового электрооборудования и способов их устранения;

- инструмента, оборудования, оснастки и материалов для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ

Уметь:

- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов, паровых котлов и систем;

- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов;

- производить электрические измерения;

- производить визуально-оптическую оценку состояния деталей и их обмер

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- характерных неисправностей, отказов двигателей, их причин и технологии устранения неисправностей и отказов

Уметь:

- осуществлять квалифицированно подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правил безопасной эксплуатации судовых технических средств, обеспечивающих содержание судовых технических средств в постоянной готовности к действию в период эксплуатации судна;

- основных операций с судовыми техническими средствами при их эксплуатации;

- последствий неправильной эксплуатации судовых технических средств

Уметь:

- определять техническое состояние генераторов, устранять возникающие дефекты в генераторах;

- определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем, судового электрооборудования, а также при несении вахты в машинном отделении

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры безопасности, которые необходимо принимать для обеспечения безопасной рабочей среды и для использования ручных инструментов, станков и измерительных инструментов

Уметь:

- использовать ручные инструменты, станки и измерительных инструментов

Иметь практический опыт:

К 1.8 Надлежащее использование ручных инструментов, станков и измерительных инструментов для изготовления деталей и ремонта на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры безопасности, которые необходимо принимать для ремонта и технического обслуживания, включая безопасную изоляцию судовых механизмов и оборудования до выдачи персоналу разрешения на работу с такими механизмами и оборудованием

Уметь:

- использовать надлежащих специализированных инструментов и измерительных приборов

Иметь практический опыт:

К 1.9 Техническое обслуживание и ремонт судовых механизмов и оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные конструктивные элементы судна и правильных названий их различных частей

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграмм и устройств для расчета напряжений в корпусе

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 6 семестре.
Дисциплина «Технология технического обслуживания и ремонта судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 49 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
49
22
27
В том числе: 
Лекционные занятия
40
22
18
Практические занятия
9
9
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
49
22
27
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Теоретические основы организации и технологии судоремонта
Лекция (урок):

1. Основные этапы судоремонта. Организация судоремонта. Ремонтопригодность. Причины брака, ответственность, ОТК

2. Системы, виды, категории ремонта судов. Стоимость судоремонтных работ

3. Технология производства. Производственно-техническая база судоремонта

4. Дефектация. Классификация дефектов. Дефектоскопия

5. Классификация способов восстановления деталей

10
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 2. Ремонт вспомогательных механизмов, устройств и систем
Лекция (урок):

Дефектация и ремонт систем трубопроводов. Заделка трещин, свищей на судне

6
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 3. Ремонт судового паросилового оборудования
Лекция (урок):

Дефектация и ремонт судовых котлов. Гидравлические испытания, паровая проба

6
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
6 семестр
 
Раздел 2. 
 
Тема 4. Ремонт двигателей
Лекция (урок):

1. Виды технического обслуживания и ремонта

2. Виды технического обслуживания и ремонта

3. Дефектация основных деталей остова

4. Дефектация и ремонт деталей ЦПГ

5. Дефектация и ремонт деталей КШМ

6. Дефектация и ремонт коленчатых валов и подшипников коленвалов

7. Дефектация и ремонт деталей механизма газораспределения

8. Дефектация и ремонт топливной аппаратуры двигателей

14
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Тема 5. Ремонт судовых валопроводов и гребных винтов
Лекция (урок):

1. Основные неисправности валопроводов и способы их устранения

2. Дефектация и ремонт гребных винтов

4
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1.

1. Расчёт стоимости текущего ремонта двигателя по ЕРВ (индивидуальное задание). Документы, необходимые для проведения ремонта судна

2. Чтение схем и чертежей. Эскизирование

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2.

1. Технология разборки и сборки судового дизеля

2. Дефектация деталей цилиндропоршневой группы

3. Дефектация коленчатых валов, проверка раскепов коленвала

5
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Дефектация коленчатых валов, проверка раскепов коленвала

2
К 1.8,К 1.9,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технология технического обслуживания и ремонта судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Герасимов Н.И. Технология монтажа судового энергетического оборудования:. - ОАО «ЦТСС», 2018. - 
 
2. Баранов В.В. Техническое обслуживание и ремонт судового оборудования:. - Транспорт, 2012. - 
 
3. Феникс Ремонтные работы на борту судна:. - Феникс, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Белякин О.К. Технология судоремонта:. - Транспорт, 1992. - 
 
2. Держилов Ф.С. Технология судоремонта:. - Транспорт, 1975. - 
 
3. Журавлёва И.В. Восстановлению деталей СТС:Курс лекций. - , 2018. - 
 
4. Журавлева И.В. Организация и технология судоремонта:Курс лекций. - , 2015. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.