2024-2025_26_02_05_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Основы управления структурным подразделением
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы управления структурным подразделением»
26.02.05 –   МДК.03.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы управления структурным подразделением»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 –   МДК.03.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы управления структурным подразделением»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы управления структурным подразделением» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Щербакова Е.Л.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы управления структурным подразделением»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

- основы проектной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основ организации и планирования деятельности подразделения;

- принципов, форм и методов организации производственного и технологического процессов;

- характера взаимодействия с другими подразделениями

Уметь:

- рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;

- планировать работу исполнителей;

- обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать работу структурного подразделения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современных технологий управления подразделением организации;

- методов принятия решений;

видов, форм и методов мотивации персонала, в т.ч. материального и нематериального стимулирования работников;

делового этикета;

- особенностей менеджмента в области профессиональной деятельности

Уметь:

- инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;

- принимать и реализовывать управленческие решения и проводить оценку результата;

- мотивировать работников на решение производственных задач

Иметь практический опыт:

ПК 3.2. Руководить работой структурного подразделения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методов оценивания качества выполняемых работ;

- основных производственных показателей работы организации в отрасли и её структурных подразделений;

- методов планирования, контроля и оценки работ исполнителей;

- способов оценки ситуации и риска

Уметь:

- рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, характеризующие эффективность выполняемых работ;

- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы

Иметь практический опыт:

ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- соответствующих конвенций ИМО, касающихся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.6 Наблюдение за соблюдением требований законодательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- вопросы управления персоналом на судне и его подготовки

- соответствующие международные морских конвенций и рекомендаций, а также национального законодательства

Уметь:

- применять методы управления задачами и рабочей нагрузкой

Иметь практический опыт:

К 2.7 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы личного выыживания

- способы предотвращения пожара

- личную безопасность и общественные обязанности

Уметь:

- тушить пожары

- применять приемы элементарной первой помощи

Иметь практический опыт:

К 2.8 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы управления структурным подразделением» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Проведение государственного экзамена
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 23 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
23
23
В том числе: 
Лекционные занятия
23
23
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
23
23
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Нормативно-правовая документация по организации и планированию на предприятии

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Организация рабочих мест, расстановка кадров, обеспечение их предметами и средствами труда

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 1. Организация работы структурного подразделения
Лекция (урок):

3. Организация мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Планирование работы и контроль исполнителей на всех стадиях работ

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Планирование производственных показателей работы организации отрасли и её структурных подразделений

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Планирование мероприятий по контролю соблюдения правил безопасности труда и выполнения требований производственной санитарии  

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 2. Планирование работы структурного подразделения
Лекция (урок):

4. Особенности планирования работы предприятия в условиях макроэкономической нестабильности 

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 3. Организация производственного и технологического процесса
Лекция (урок):

1. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процесса на производстве 

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Техническая документация организации и планирования работ

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Планирование и организация взаимодействия с другими подразделениями   отрасли

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 3. Организация производственного и технологического процесса
Лекция (урок):

4. Организация процесса и контроль за качеством выполняемых работ в деятельности подразделения с применением современных информационных технологий 

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Организация и оплата труда на предприятии. Мотивация работников на решение производственных задач

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Системы и формы оплаты труда. Сущность заработной платы

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 4. Организация и нормирование труда на предприятии
Лекция (урок):

4. Судовая отчетность и оформление судовых документов

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Методика расчёта основных производственных показателей, характеризующих эффективность выполняемых работ 

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Затраты на производство продукции (работ, услуг), их виды и классификация

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Себестоимость продукции (работ, услуг), и ее экономическая сущность

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

4. Ценообразование на продукцию (работ, услуг). Цели и задачи ценообразования

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 5. Основные показатели деятельности предприятий водного транспорта
Лекция (урок):

5. Доходы, прибыль, рентабельность работы предприятий отрасли

0,5
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 6. Нормативные документы
Лекция (урок):

Исполнение обязанностей командного состава в соответствии с нормативными документами:

− Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ-2001 г.);

− Устав службы на судах морского флота;

− Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений (МКУБ-1993, Резолюция ИМО А741(18) от 4.11.1993 г.);

− Устав о дисциплине работников водного транспорта (2000 г. - морского флота).

3
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

1. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

2. Современные технологии управления подразделением организации

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

3. Функциональные обязанности работников машинной команды

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

4. Методы и формы принятия и реализации управленческих решений

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Лекция (урок):

5. Этика делового общения в коллективе

1
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
Тема 7. Основы руководства работой структурного подразделения
Лекция (урок):

6. Психология менеджмента. Основы конфликтологии. Управление конфликтными ситуациями, стрессами и рисками

2
К 2.6,К 2.7,К 2.8,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы управления структурным подразделением» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент:учебник для СПО. - Феникс, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Устав о дисциплине работников морского транспорта:. - , 2016. - 
 
6.1 Основная литература
 
2. Щербакова, Е.Л.  Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю «Организация работы структурного подразделения» :. - ИВТ им. Г.Я.Седова, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
2. Устав службы на судах морского флота РФ 2018 г., утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 г. № 224:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.