ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.06 – БП.06 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.06 – БП.06 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- приёмы структурирования информации
- форматы оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
- правила оформления документов и построения устных сообщений.
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке.
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
- основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- задачи и основные принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в этой области;
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны.
Уметь:
- различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
- предупреждать опасные явления и противодействовать им.
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Знать:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- способы защиты населения от оружия массового поражения.
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
- правила чтения текстов профессиональной направленности
Уметь:
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства
Лекция (урок):
1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз
Лекция (урок):2. Права, обязанность и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз
Лекция (урок):4. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.2 Основы противодействия экстремизму и терроризму
Лекция (урок):1. Опасность, негативное влияние на жизнь личности, общества, государства экстремизма и терроризма. Роль государства в противодействии экстремистской и террористической деятельности.
2. Порядок действий при угрозе или совершении террористического акта и при проведении контртеррористической операции.
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):
1. Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и характерные признаки их возникновения
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.3 Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Лекция (урок):2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):
1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
2. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):3. Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них
4. Средства индивидуальной защиты населения
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 1. Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.4 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Практическое занятие:
Практическое занятие № 2. Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 1.5 Модели безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
Лекция (урок):
1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
5. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе
6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
7. Основные правила безопасного поведения на природе и экологическая безопасность
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Раздел 2. Основы медицинских знаний
Лекция (урок):
1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний
2. Возникновение, распространение и пути передачи инфекционных заболеваний
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 2.1 Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Лекция (урок):3. Иммунитет
4. Профилактика инфекционных заболеваний
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 2.2 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях
Лекция (урок):1. Оказание помощи при травмах (термических (ожоги и обморожения), переломах (открытых и закрытых), повреждениях сосудов с развитием кровотечения, повреждениях жизненно важных органов (сотрясение головного мозга, ушиб сердца, легких, почек, печени), электротравме).
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 2.2 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях
Лекция (урок):2. Оказание помощи при отравлениях (ингаляционных (через дыхательные пути), парентеральных (через вену), пероральных (через рот), трансдермальных (через кожу), через слизистые (за исключением рта) и раны).
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях
Лекция (урок):1. Оказание помощи при острых заболеваниях внутренних органов (отеке легких, инсульте, инфаркте миокарда, острой почечной недостаточность и печеночной недостаточности, перитоните).
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 3.2 Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
Лекция (урок):1.Здоровый образ жизни и его составляющие.
2.Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни.
3.Культура питания и здоровье.
4.Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 3.3 Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
Лекция (урок):5. Правила личной гигиены и здоровье.
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек.
7. Действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Раздел 4. Основы обороны государства воинской службы
Тема 4.1 Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации
Лекция (урок):
1. Роль России и её Вооружённых Сил в современном мире. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 4.1 Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации
Лекция (урок):4. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение.
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 4.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Лекция (урок):
1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):2. Прохождение военной службы по призыву. Размещение, жизнь и быт военнослужащих.Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):3. Прохождение военной службы по контракту
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 4.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Лекция (урок):4. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Раздел 5. Элементы начальной военной подготовки
Тема 5.1 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Лекция (урок):1. Суточный наряд. Общие положения.
2. Обязанности очередного дневального по роте и дневального свободной смены
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 5.2 Организация караульной службы
Лекция (урок):1. Организация караульной службы. Общие положения.
2. Часовой и его неприкосновенность
3. Обязанности часового
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):1. Строи и управление ими
2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 5.3 Строевая подготовка
Практическое занятие:Практическое занятие №3. Отработка строевых приемов на плацу
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 5.4 Огневая подготовка
Лекция (урок):1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Лекция (урок):2. Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 5.4 Огневая подготовка
Лекция (урок):3. Приёмы и правила стрельбы из автомата
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 5.5 Тактическая подготовка
Лекция (урок):1. Современный бой
2. Обязанности военнослужащего в бою
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности:Учебник для СПО. - Издательский центр «Академия», 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. В.И. Каракеян, И.М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум. - Юрайт, 2018. -
2. Приешкина А.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение здорового образа жизни и основы медицинских знаний [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92324.html
3. А.Н. Приешкина Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92323.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.