2024-2025_26_02_06_51_23_1234-6217_plx_Основы безопасности жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.06 – БП.06 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – БП.06 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Калинин В.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- приёмы структурирования информации

- форматы оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оформлять результаты поиска;

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила оформления документов и построения устных сообщений.

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке.

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;

- задачи и основные принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в этой области;

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны.

Уметь:

- различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;

- предупреждать опасные явления и противодействовать им.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;

- пути обеспечения ресурсосбережения;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- способы защиты населения от оружия массового поражения.

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности;

- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила чтения текстов профессиональной направленности

Уметь:

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физическая культура
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
34
34
В том числе: 
Лекционные занятия
60
30
30
Практические занятия
8
4
4
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
68
34
34
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства
 
Лекция (урок):

1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз

Лекция (урок):2. Права, обязанность и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций и в области пожарной безопасности
1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз
Лекция (урок):4. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.2 Основы противодействия экстремизму и терроризму 
Лекция (урок):1. Опасность, негативное влияние на жизнь личности, общества, государства экстремизма и терроризма. Роль государства в противодействии экстремистской и террористической деятельности.

2. Порядок действий при угрозе или совершении террористического акта и при проведении контртеррористической операции.

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1. Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и характерные признаки их возникновения

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.3 Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

Лекция (урок):2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):

1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

2. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):3. Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них

4. Средства индивидуальной защиты населения

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.4 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите  населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 1.5 Модели безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

Лекция (урок):

1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера

4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

5. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

7. Основные правила безопасного поведения на природе и экологическая безопасность

6
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Раздел 2. Основы медицинских знаний
 
Лекция (урок):

1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний

2. Возникновение, распространение и пути передачи инфекционных заболеваний

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 2.1 Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Лекция (урок):3. Иммунитет

4. Профилактика инфекционных заболеваний

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 2.2 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях

Лекция (урок):1. Оказание помощи при травмах (термических (ожоги и обморожения), переломах (открытых и закрытых), повреждениях сосудов с развитием кровотечения, повреждениях жизненно важных органов (сотрясение головного мозга, ушиб сердца, легких, почек, печени), электротравме).
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 2.2 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях
Лекция (урок):2. Оказание помощи при отравлениях (ингаляционных (через дыхательные пути), парентеральных (через вену), пероральных (через рот), трансдермальных (через кожу), через слизистые (за исключением рта) и раны).
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
Тема 3.1 Приёмы оказания первой помощи при неотложных состояниях
Лекция (урок):1. Оказание помощи при острых заболеваниях внутренних органов (отеке легких, инсульте, инфаркте миокарда, острой почечной недостаточность и печеночной недостаточности, перитоните).
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 3.2 Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
Лекция (урок):1.Здоровый образ жизни и его составляющие.

2.Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни.

3.Культура питания и здоровье.

4.Значение двигательной активности и закаливания организма  для здоровья человека

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 3.3 Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
Лекция (урок):5. Правила личной гигиены и здоровье.

6. Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек.

7. Действия при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Раздел 4. Основы обороны государства воинской службы
 
Тема 4.1 Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации
Лекция (урок):

1. Роль России и её Вооружённых Сил в современном мире. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 4.1 Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации
Лекция (урок):4. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение.
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 4.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Лекция (урок):

1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего

2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):2. Прохождение военной службы по призыву. Размещение, жизнь и быт военнослужащих.Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):3. Прохождение военной службы по контракту
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 4.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Лекция (урок):4. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
2
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Раздел 5. Элементы начальной военной подготовки
 
Тема 5.1 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Лекция (урок):1. Суточный наряд. Общие положения.

2. Обязанности очередного дневального по роте  и дневального свободной смены

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 5.2 Организация караульной службы
Лекция (урок):1. Организация караульной службы. Общие положения.

2. Часовой и его неприкосновенность

3. Обязанности часового

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):1. Строи и управление ими

2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 5.3 Строевая подготовка
Практическое занятие:Практическое занятие №3. Отработка строевых приемов на плацу
4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 5.4 Огневая подготовка
Лекция (урок):1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Лекция (урок):2. Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова
4
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 5.4 Огневая подготовка
Лекция (урок):3. Приёмы и правила стрельбы из автомата
1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
Тема 5.5 Тактическая подготовка
Лекция (урок):1. Современный бой

2. Обязанности военнослужащего в бою

1
ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ОК 09.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности:Учебник для СПО. - Издательский центр «Академия», 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.И. Каракеян, И.М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум. - Юрайт, 2018. - 
 
2. Приешкина А.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение здорового образа жизни и основы медицинских знаний [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92324.html 
 
3. А.Н. Приешкина Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92323.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.