2024-2025_26_02_06_51_23_1234-6217_plx_Обществознание (включая экономику и право)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.06 – БП.07 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – БП.07 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание (включая экономику и право)»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Н.В. Ноженко
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах;

- об отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации;

Уметь:

- проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

- применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы финансовой грамотности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Человек
 
Введение в

дисциплину

Лекция (урок):

Социальные науки. Обществознание как социальная наука.

2
ОК 03.
 
Лекция (урок):

Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Основные отличия человека от животного

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Внутренний мир человека. Мировоззрение, его типы

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Познание и знание. Понятие истины, её критерии

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Потребности и интересы

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 1.1 Человек в системе общественных отношений
Лекция (урок):

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Раздел 2. Общество
 
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система
Лекция (урок):

Понятие общества. Структура общества

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Общественный прогресс и регресс. Многовариантность общественного развития: эволюция и революция

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система
Лекция (урок):

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблемы. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Раздел 3. Духовная сфера
 
Лекция (урок):

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Наука и ее роль в жизни общества. 

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Мировые религии. Религия как феномен культуры. Мораль. Основные принципы и нормы морали.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 3.1 Духовная культура личности и общества
Лекция (урок):

Искусство. Виды искусств.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Итоговая контрольная работа

2
ОК 03.,ОК 05.
 
2 семестр
 
Раздел 4. Экономика
 
Лекция (урок):

Экономика как наука о хозяйстве. Главные вопросы экономики.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 4.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок. ВВП. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Лекция (урок):

Собственность.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Рынок. Спрос. Предложение.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Деньги. Функция денег

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Банковская система, Кредиты. Ценные бумаги.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Рынок труда и безработица. Заработная плата. Понятие безработицы, её причины. Виды безработицы.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Налоги

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 4.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок. ВВП. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Лекция (урок):

Государственный бюджет. Государственный долг.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Раздел 5. Политика
 
Лекция (урок):

Понятие власти. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.

2
ОК 05.
 
Лекция (урок):

Формы государства:  формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

2
ОК 05.
 
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса
Лекция (урок):

Выборы. Избирательные системы: понятие, характеристика основных типов.

1
ОК 05.
 
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса
Лекция (урок):

Федеративное устройство России

1
ОК 05.
 
Раздел 6. Социальные отношения
 
Лекция (урок):

Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Социальный конфликт. 

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Социальный контроль. Социальные нормы и девиация. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 6.1 Социальная стратификация. Социальные нормы и девиация. Социальные конфликты. 
Лекция (урок):

Социальный статус и престиж. Социальная роль.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Раздел 7. Право
 
Лекция (урок):

Понятие, признаки и функции права. Источники права, их виды

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 7.1 Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Лекция (урок):

Система права: нормы, институты, отрасли права

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Правоотношения, понятие, структура. Правомерное и противоправное поведение. Правонарушение, его признаки и виды.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Основы гражданского права. Имущественные и неимущественные права.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Основы трудового права. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.  Заработная плата.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Основы семейного права

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Основы административного права

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 7.1 Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Лекция (урок):

Понятие, особенности и функции международного права. Источники международного права. Соотношение внутригосударственного и международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2
ОК 03.,ОК 05.
 
Тема 7.1 Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Лекция (урок):

Гражданство РФ. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

1
ОК 03.,ОК 05.
 
Лекция (урок):

Дифференцированный зачет

2
ОК 03.,ОК 05.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Васильев М.В. Обществознание:учебник для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 
 
2. А.М. Волков, Е.А. Лютягина Обществознание. Основы государства и права:учебник для спо. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Бердников И.П. Обществознание:учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Эр, 2019. - 
 
2. Коршунова О.Н., Иванов А.Ю., Салимгареев М.В Обществознание:учебно-методическое пособие. - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Государственная Дума: официальный сайт
http:// www.duma.gov.ru
 
2
Основы экономики: вводный курс
http://www.be.economicus.ru
 
3
Права человека в России
http://www.hro.org
 
4
Правовая база данных «Консультант-Плюс»: электронный ресурс
http://www.consultant.ru
 
5
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
 
6
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://ombudsman.gov.ru
 
7
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
http://ecsocman.hse.ru/net
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.