ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Информатика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о различных видах представления, методах получения, хранения, обработки, передачи и защиты информации
- об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах
Уметь:
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
- соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения;
- понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет
- организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
- понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях.
Иметь практический опыт:
- о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе;
- понятия "информация", "информационный процесс", "система", "компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система управления";
о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений.
Уметь:
- владеть методами поиска информации в сети Интернет;
- критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
- характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
- понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
- владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
- понимать основные принципы дискретизации различных видов информации;
- определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
- использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления;
- выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики;
- определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
- читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня;
- анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки;
- определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных;
- модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);
- реализовать этапы решения задач на компьютере;
- реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня типовые алгоритмы
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных;
- использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
- использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу;
- представлять результаты моделирования в наглядном виде.
Иметь практический опыт:
часов
1. Понятие «информация». Представление об основных информационных процессах, о системах
2. Основные этапы развития информационного общества.
3. Роль информационной деятельности в современном обществе.
4. Правовые нормы, относящиеся к информации.
Лабораторная работа № 1. Образовательные информационные ресурсы.
5. Кодирование информации. Информация и информационные процессы.
Практическая работа № 1. Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный)
Практическая работа № 2. Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов.
Практическая работа № 3. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Практическая работа № 4. Передача и хранение информации.
Лабораторная работа № 2. Определение объёмов различных носителей информации. Архив информации.
Лабораторная работа № 3. Извлечение данных из архива.
1. Принципы построения компьютеров. Принцип Открытой Архитектуры. Магистраль.
2. Аппаратное устройство компьютера.
3. Внешняя память. Устройство ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Основные характеристики компьютеров
4. Программное обеспечение: классификация и его назначение
5. Сетевое программное обеспечение
Лабораторная работа № 4. Работа с программным обеспечением.
Практическая работа № 5. Представление о различных системах счисления. Перевод числа из одной системы счисления в другую.
Практическая работа № 6. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел.
Лабораторная работа № 5. Кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.
Практическая работа № 7. Представление графических данных, звуковых данных, видеоданных
Основные понятия алгебры логики.
Практическая работа № 8. Решение логических задач графическим способом
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными.
Глобальная сеть интернет. IP – адресация.
Правовые основы работы сети Интернет
Лабораторная работа № 6. Службы и сервисы интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, социальные сети)
Лабораторная работа № 7. Поисковые системы. Поиск информации. Электронная коммерция. Цифровые сервисы
Лабораторная работа № 8. Организация личного информационного пространства.
Лабораторная работа № 9. Облачные сервисы.
Практическая работа № 9. Соблюдение мер безопасности.
1. Информационная безопасность и тренды развития цифровых технологий.
2. Вредоносные программы. Антивирусные программы
3. Безопасность в интернете (сетевые угрозы, мошенничество)
Виды программного обеспечения для обработки числовой информации
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.
Лабораторная работа № 1. Текстовые документы. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)
1. Компьютерная графика и её виды.
2. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы.
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики.
Лабораторная работа № 2. Графические редакторы. Программы по записи и редактирования звука. Программы редактирования видео.
1. Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации.
2. Анимация. Шаблоны. Композиция объектов презентации.
Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации
Лабораторная работа № 3. Создание и редактирование мультимедийных объектов
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб страницы.
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений
1. Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами. Элементы теории игр.
2. Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры.
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.
Лабораторная работа № 4. Запись алгоритмов на языке программирования
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных.
1. Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация
2. Сортировка, фильтрация, условное форматирование
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Реализация математических моделей в электронных таблицах
Визуализация данных в электронных таблицах
Лабораторная работа № 5. Использование различных возможностей электронных таблиц
Моделирование в электронных таблицах
Системы виртуальной реальности VR
Печатающие устройства
Мультимедиа устройства
Манипуляторы
Звуковые системы
Графические устройства
Итоговое занятие. Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.