2024-2025_26_02_06_51_23_1234-6217_plx_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.06 – ОП.02. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.02. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Максимова С.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- вопросы проверки, технического обслуживания, обнаружения неисправностей и ремонта

Уметь:

- проверять, обнаруживать неисправности и технически обслуживать, а также восстановление электрического и электронного контрольного оборудования до рабочего состояния

Иметь практический опыт:

- о работе с электрическим и механическим оборудованием

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;

- формата оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оформлять результаты поиска;

Иметь практический опыт:

- использования полученной информацией для осуществления профессиональной деятельности

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

Уметь:

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Инженерная графика
 
- Материаловедение
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 49 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
49
49
В том числе: 
Лекционные занятия
39
39
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
49
49
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Теоретическая механика
 
Тема 1.1 Статика
Лекция (урок):

1. Основные понятия и аксиомы статики

2. Материальная точка, абсолютно твердое тело

3. Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы

4. Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил
Лекция (урок):

1. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие

2. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник

3. Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси

4. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.3 Пара сил и момент силы относительно точки
Лекция (урок):

1. Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар

2. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.4 Плоская система произвольно расположенных сил
Лекция (урок):

1. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру

2. Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил

3. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор

4. Определения реакций опор и моментов защемления

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.5 Центр тяжести
Лекция (урок):

1. Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил

2. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела

3. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.6 Кинематика. Основные понятия кинематики

Лекция (урок):

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.7 Кинематика точки
Лекция (урок):

1. Способы задания движения точки. Скорость, ускорение

2. Частные случаи движения точки

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.8 Простейшие движения твердого тела
Лекция (урок):

Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.9 Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики
Лекция (урок):

1. Две основные задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики  

2. Зависимость между массой и силой тяжести. Закон равенства действия и противодействия

3. Принцип независимости действия сил

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 1.10 Движение материальной точки. Метод кинетостатики

Лекция (урок):

1. Виды трения. Законы трения скольжения. Трение качения. Коэффициент трения

2. Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении

3. Мощность. Коэффициент полезного действия

2
К2.5,ОК 02.
 
Раздел 2. Сопротивление материалов
 
Тема 2.1 Основные положения
Лекция (урок):

1. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации. Гипотезы и допущения

2. Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние

3. Метод сечений. Механические напряжения

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.2 Растяжение и сжатие
Лекция (урок):

1. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение

2. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации

3. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса

4. Испытания материалов при растяжении и сжатии

5. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов

6. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Условие прочности. Расчеты на прочность

2
К2.5,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Основные расчётные предпосылки и расчетные формулы. Условия прочности. Примеры расчётов

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.3 Практические расчёты на срез и смятие
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Практические расчёты на срез и смятие

3
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.4 Геометрические характеристики плоских сечений
Лекция (урок):

1. Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции

2. Осевые моменты инерции простейших сечений. Полярные моменты инерции круга и кольца

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.5 Кручение
Лекция (урок):

1. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов

2. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении

3. Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу

2
К2.5,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе

2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе

3. Расчёты на прочность  при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок

4. Понятие о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.6 Изгиб
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Расчёт балок на прочность при изгибе

3
К2.5,ОК 02.
 
Тема 2.7 Гипотезы прочности и их применение
Лекция (урок):

1. Напряжённое состояние в точке упругого тела. Виды напряжённых состояний

2. Упрощенное плоское напряжение. Назначение гипотез прочности

3. Эквивалентные напряжения. Расчёты на прочность

1
К2.5,ОК 02.
 
Раздел 3. Детали машин
 
Тема 3.1 Основные положения
Лекция (урок):

1. Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица   

2. Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин

3. Основные понятия о надёжности машин и их деталей

4. Стандартизация и взаимозаменяемость

1
К2.5,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Классификация передач.

2. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчёты многоступенчатого привода

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.2 Общие сведения о передачах
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Основные кинематические и силовые характеристики многоступенчатого привода

4
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.3 Фрикционные и ремённые передачи
Лекция (урок):

1. Принцип работы фрикционных передач. Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ремённых передач

2. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнём

3. Общие сведения о вариаторах

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.4 Зубчатые и цепные передачи
Лекция (урок):

1. Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения

2. Основы зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Геометрия зацепления

3. Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта

4. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые, цилиндрические передачи: геометрические соотношения, силы, действующие в зацеплении, расчёт на контактную прочность и изгиб. Особенности косозубых передач 

2
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.5 Валы и оси. Муфты 
Лекция (урок):

1. Валы и оси: применение, классификация, элементы конструкции, материалы

2. Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.6 Подшипники
Лекция (урок):

1. Общие сведения о подшипниках. Подшипники скольжения. Подшипники качения

2. Подбор подшипников по динамической грузоподъёмности

1
К2.5,ОК 02.
 
Тема 3.7 Соединения деталей машин
Лекция (урок):

1. Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые

2. Неразъёмные соединения: клёпаные, сварные, клееные и паяные

1
К2.5,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Г. Рубашкин Основы технической механики  [Электронный ресурс]:Учебник. - Политехника, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94833.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. И. В. Дукмасова Основы технической механики. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84916.html 
 
2. В. Э. Завистовский, Л. С. Турищев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93437.html 
 
3. П. В. Королев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88496.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.