2024-2025_26_02_06_51_23_1234-6217_plx_Общие принципы построения электрооборудования судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие принципы построения электрооборудования судов»
26.02.06 – ОП.07. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общие принципы построения электрооборудования судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.07. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общие принципы построения электрооборудования судов»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Общие принципы построения электрооборудования судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Самохин Г.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- Электротехнология и теория электрических машин;

- Основы электроники и силовой электроники;

- Основы автоматики, автоматических систем и технологии управления

Уметь:

- читать руководства по эксплуатации

Иметь практический опыт:

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Соединение, распределение нагрузки и переключение генераторов

Уметь:

- объяснить с помощью схем и чертежей электрические рапрсделительные системы

Иметь практический опыт:

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

 формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

 выделять наиболее значимое в перечне информации;

 оценивать практическую значимость результатов поиска;

 оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

 лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

Уметь:

 участвовать в диалогах на знако-мые общие и профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Общие принципы построения электрооборудования судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Электрические аппараты
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
44
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
44
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Понятие о судовой электроэнергетической системе 
 
Тема 1.1 Назначение и виды судовых электростанций
Лекция (урок):1. Получение электрической энергии на судах. Назначение и состав СЭЭС

2. Структурные схемы судовых электростан-ций

3. Виды электрических станций на судах «ре-ка-море»

6
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 1.2 Судовые синхронные генераторы
Лекция (урок):1. Понятие о генераторах

2. Получение трех фазного переменного тока на судах

3. Конструкция и принцип работы синхронно-го генератора

6
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 1.3 Вспомогательные источники электроэнергии на судах
Лекция (урок):1. Понятие об аккумуляторах. Кислотные и щелочные аккумуляторные батареи

2. Виды заряда аккумуляторных батарей

4
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Раздел 2. Распределение электрической энергии на судах
 
Тема 2.1 Главный распределительный щит (ГРЩ)
Лекция (урок):1. Состав, назначение и размещение ГРЩ на судах

2. Основные устройства и приборы на секциях ГРЩ

3. Аварийный распределительный щит

4
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 2.2 Электроизмерительные приборы
Лекция (урок):1. Назначение приборов установленных на секциях ГРЩ.

2. Функции и шкалы измерений основных электроизмерительных приборов.

3. Величины измеряемые амперметром, вольт-метром, омметром, ваттметром и частотомером

6
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 2.3 Преобразователи электроэнергии на судах
Лекция (урок):1. Назначение и виды преобразователей электроэнергии применяемых на судах

2. Понятие о трансформаторах и их функции

3. Понятие об электромашинных преобразователях

6
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Раздел 3. Основные потребители электрической энергии
 
Тема 3.1 Судовые электрические сети
Лекция (урок):1. Понятие о магистральных, радиальных и смешанных электрических сетях

2. Деление сетей по роду тока

3. Сети основного  и аварийного освещения

4
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 3.2 Общие понятия об электродвигателях
Лекция (урок):1. Назначение, состав и конструкция асинхронного электродвигателя

2. Использование электродвигателей на судах

3. Электродвигатели с короткозамкнутым и фазным роторами

4
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
Тема 3.3 Судовые системы управления электродвигателями
Лекция (урок):1. Понятие об электроприводе

2. Понятие об основных судовых электроприводах

3. Понятие об электрических схемах судовых электроприводов

4
К1.1,К1.3,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общие принципы построения электрооборудования судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрообо-рудования:. - Саратов: Профобразование, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов:методические рекомендации по выполнению практических работ. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта , 2019. - 
 
2. Коломиец Н.В., Пономарчук Н.Р., Елгина Г.А. Режимы работы и эксплуатация электрооборудования электрических стан-ций:курсовой проект по дисциплине «Техническая эксплуатация электрооборудования электрических станций, сетей и систем». - Саратов: Профобразование, 2017. - 
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.