2024-2025_26_02_06_51_23_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Основы производственной деятельности на морских судах
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.06 – ОП.10 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.10 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы производственной деятельности на морских судах»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Прач А.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- способы личного выживания

- приемы элементарной первой помощи

Уметь:

- соблюдать технику безопасности на морских судах

Иметь практический опыт:

К3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

- определять этапы решения задачи

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
16
16
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
16
16
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Тема 1. Морской транспорт как ведущее звено транспортной системы России
Лекция (урок):

Сфера деятельности морского транспорта, его место и роль в транспортной системе России. Показатели и измерители эффективности работы морского транспорта. Организационно-правовые формы предприятий морского транспорта. Планирование хозяйственной деятельности предприятий морского транспорта в условиях рыночной экономики. Бизнес-план. Транспортные тарифы. Формы оплаты труда. Понятие и виды зарплаты. Налогообложение предприятия морского транспорта. Декларация о доходах

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие производственную деятельность на морских судах
Лекция (урок):

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. Международная конвенция о спасании 1989 г. Российские нормативно-правовые акты, регулирующие работу на морском судне.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 3. Государственное регулирование в сфере морского транспорта
Лекция (урок):

Министерство транспорта и его функции по управлению морским торговым флотом. Полномочия Росморречфлота. Морской регистр и его функции. Администрация морского порта и ее функции.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 4. Правовое регулирование труда на борту судна
Лекция (урок):

Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты трудового законодательства, регулирующие работу на борту судна. Права и обязанности работника и работодателя. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Порядок выплаты заработной платы. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Право социальной защиты. Защита нарушенных трудовых прав.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Лекция (урок):

1. Устав службы на морских судах 2018 г.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г.

3. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения 1993 г.

4. Свидетельство об управлении безопасной эксплуатацией.

5. СУБ компании-судовладельца, ее задачи.

6. Основы построения СУБ судна, обязанности капитана судна в рамках СУБ. 7. Документы СУБ судна.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 6. Требования к экипажу судна. Флаги и вымпелы судна
Лекция (урок):

Распределение экипажа по службам в соответствии с Уставом службы на морских судах 2018 г. Уровни ответственности членов экипажа судна в соответствии с ПДНВ-78/95. Правовое положение капитана судна. Требования к жилым помещениям для экипажа. Организация вахтенной службы. Флаги и вымпелы судна. Международный свод сигналов

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 7. Правила поведения на судне
Лекция (урок):

Судовое заведование. Порядок пользования судовыми помещениями. Действия, запрещенные на судне. Распорядок дня на судне. Пользование судовыми шлюпками. Общие правила безопасности на судне. Правила безопасности при проведении отдельных видов работ.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Лекция (урок):

Организация работы по охране труда на судне. Нормативно-правовые акты, регулирующие охрану труда на судне. Обязанности судовладельца, капитана судна и лица, ответственного за охрану труда на судне. Ответственность за нарушение требований охраны труда и техники безопасности. Производственный травматизм на судне

2
ОК 01.,ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. С. Скаридов Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право:Учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. - 
 
2. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.:. - , . - 
 
3. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95) с поправками от 2010 г:. - , . - 
 
4. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72):. - , . - 
 
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78):. - , . - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Правовое регулирование морского судоходства в РФ:. - , . - 
 
2. Торский В.Г., Топалов В.П. Управление судовыми экипажами (издание 2-е, исправленное и дополненное):. - Одесса, Астропринт, 2011. - 
 
3. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ:. - , 2001. - 
 
4. Анищенко Н.В. Организация и оплата труда плавсостава морских судов:. - МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2004. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.