ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Техническая эксплуатация судовых электрических машин»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых электрических машин»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- судовые электроэнергетические системы
Уметь:
- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин
Иметь практический опыт:
- использования нормативов технического обслуживания судового электрооборудования
- методы наблюдения и контроля работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами
Уметь:
- проводить подготовку систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами к работе
Иметь практический опыт:
- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок
- состав и устройство главного и аварийного распределительных щитов
Уметь:
- определять работоспособность синхронных генераторов
Иметь практический опыт:
- выбора и расчета параметров электрических генераторов и аппаратов
- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок
Уметь:
- контролировать эффективную и безопасную работу аппаратов, машин
Иметь практический опыт:
- выполнение мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия электрического тока и магнитных полей
- устройство системы внутрисудовой связи и принцип её работы
Уметь:
- поддерживать работоспособность систем внутрисудовой связи
Иметь практический опыт:
- эксплуатацию судовых электроэнергетических установок и ремонт электрического и электронного оборудования
Уметь:
- производить замену неисправностей коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств
Иметь практический опыт:
- использование нормативов технического обслуживания судового электрооборудования
- принцип работы с электрическим и механическим оборудованием
Уметь:
- проверять, обнаруживать неисправности и проводить техническое обслуживание, а также восстановление электрического и электронного контрольного оборудования до рабочего состояния
Иметь практический опыт:
- требования по безопасности для работы с судовыми элек- трическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием
Уметь:
- проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока
Иметь практический опыт:
- судовые электроэнергетические системы эксплуатацию судовых электроэнергетических установок
Уметь:
- контролировать эффективную и безопасную работу оборудования производить замену неисправностей коммутационной аппаратуры , измерительных приборов и устройств
Иметь практический опыт:
- обеспечение надежности и работоспособности
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части
Иметь практический опыт:
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приёмы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска
Иметь практический опыт:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
Уметь:
- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы
Иметь практический опыт:
- основных характеристик, состава, эксплуатации и режимов работы судовых электростанций;
- характеристик, режимов работы, режимов пуска, торможения, реверсирования и регулирования оборотов, эксплуатации машин постоянного и переменного тока;
- характеристик, режимов работы и эксплуатации трансформаторов и преобразователей
Уметь:
- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;
- производить пуск, распределять нагрузки, вводить в параллельную работу генераторы, снимать, а также переводить нагрузки с одного генератора на другой;
- вводить в работу и выводить из работы любой из агрегатов в заведовании электромеханической службы, обеспечивающей мореплавание и живучесть судна
Иметь практический опыт:
часов
1. Устройство коллекторной машины постоянного тока, обмотки якоря.
2. Принцип действия МПТ, электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока
1. Магнитная цепь машины постоянного тока.
2. Реакция якоря машины постоянного тока, устранение вредного влияния реакции якоря
Коммутация в машинах постоянного тока
2. Расчет основных параметров генератора постоянного тока
Лабораторная работа № 1. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением
1. Основные понятия. Двигатели постоянного тока с независимым, последовательным, параллельным и смешанным возбуждением.
2. Характеристики двигателя постоянного тока, пуск, регулирование частоты вращения
3. Расчет основных параметров двигателя постоянного тока
Лабораторная работа № 2. Исследование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением
1.Определение коэффициента полезного действия машин постоянного тока.
2.Магнитные, электрические, механические потери в машинах постоянного тока. Серии машин постоянного тока
1. Электромашинный усилитель. Тахогенератор постоянного тока.
2. Вентильные и исполнительные двигатели постоянного тока
1. Устройство, основные элементы, принцип действия асинхронного двигателя. Различие асинхронных двигателей с фазным и короткозамкнутым ротором.
2. Режимы работы асинхронных двигателей
1. Рабочие характеристики асинхронного двигателя.
2. Определение числа полюсов, номинального и пускового тока двигателя с короткозамкнутым ротором при соединении обмоток в звезду и треугольник
3 .Определение скольжения и скорости вращения асинхронного двигателя
1. Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором.
2. Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
3. Регулирование скорости вращения асинхронных двигателей
4. Реверсирование и торможение асинхронных двигателей
Асинхронный преобразователь частоты. Асинхронные исполнительные двигатели
Лабораторная работа № 3. Асинхронные двигатели. Типы, устройство, соединение обмоток в «звезду» и «треугольник»
Лабораторная работа № 4. Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
1. Назначение и область применения трансформаторов, их устройство. Принцип действия однофазного трансформатора. Потери и КПД трансформатора
2. Определение основных параметров трансформатора
Лабораторная работа № 5. Исследование однофазного трансформатора
1. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов
2. Внешняя характеристика трансформатора. Потери и КПД трансформатора
1. Устройство и принцип действия синхронных машин. Системы возбуждения синхронных машин. Принцип обратимости синхронных машин
2. Определение ЭДС, скорости вращения синхронного генератора
Магнитная цепь синхронной машины. Потери и КПД синхронной машины
1. Принцип действия синхронного генератора. Характеристики синхронного генератора
2. Включение синхронных генераторов на параллельную работу. Параллельная работа синхронных генераторов.
1. Принцип действия синхронных двигателей. Характеристики синхронных двигателей.
2. Пуск синхронных двигателей
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.