ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
Уметь:
- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
Иметь практический опыт:
- об истории России и человечества в целом, об общем и особенном в мировом историческом процессе
Уметь:
- владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике
Иметь практический опыт:
часов
История как наука, её цели, задачи и значение для будущих специалистов морского флота
1. Цели и значение изучения истории
2. Влияние геополитических и природных факторов на историю России
3. Роль личности в исто
1. Начало взаимодействия человека с природой
2. Ранние цивилизации. Цивилизации Востока
3. Цивилизации Античности
1. Западная Европа: природа и хозяйство в раннем средневековье
2. Зарождение варварских королевств
3. Империя Карла Великого и ее крушение
4. Феодальная собственность и феодальные отношения
5. Католическая церковь в средние века
1. Этногенез восточных славян
2. Политический строй и социально-экономическое развитие восточных славян
3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды
1. Теории происхождения Древнерусского государства
2. Политика первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава
3. Внутренняя и внешняя политика Владимира. Крещение Руси
1. Зарождение феодальных отношений на Руси
2. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый во главе Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого
3. Правление Владимира Мономаха. Борьба с половцами и усобица князей. Любечский съезд. Мстислав Великий. Начало новой усобицы
1. Причины распада единого государства. Результат политического дробления Руси
2. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Владимиро-Суздальское княжество
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Галицко-Волынская земля
4. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности: Новгородская боярско-аристократическая республика
1. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов
2. Трагедия на Калке
3. Монголо-татарское вторжение на Русь. Ордынское владычество на Руси
4. Натиск с северо-запада. Александр Невский
1. Причины возвышения Москвы в процессе централизации русских земель. Борьба за первенство в процессе централизации
2. Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. Правление Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Куликовская битва
3. Феодальная война второй четверти XV в. Правление Василия Темного
4. Правление Ивана III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г.
5. Правление Василия III и завершение процесса объединения русских земель
1. Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады
2. Внешняя политика Ивана Грозного. Восточная политика. Ливонская война
3. Опричнина Ивана Грозного. Итоги опричнины. Последние годы правления Ивана Грозного. Федор Иванович
1. Правление Бориса Годунова и Лжедмитрия I
2. Лжедмитрий II и Василий Шуйский
3. I и II Ополчения
1. Правление Михаила Федоровича
2. Правление Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 г.
3. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Преследование раскольников
4. Соляной и Медный бунты
5. Крестьянская война под руководством С. Разина
6. Основные направления внешней политики первых Романовых: Смоленская война. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири
1. Правление Федора Алексеевича
2. Восстания стрельцов 1682 г. и 1689 г.
3. Регентство Софьи
1. Азовские походы и зарождение ВМФ России
2. Великое посольство
3. Северная война 1700 – 1721 гг.
1. Военная реформа
2. Реформы быта
3. Преобразование в промышленности
4. Реформы высших государственных органов
5. Реформы местного управления
6. Церковная реформа
7. Социальная политика и Табель о рангах
1. Правление Екатерины I
2. Правление Петра II
3. Правление Анны Иоанновны
4. Правление Елизаветы Петровны
5. Правление Петра III
1. Переворот 1762 года. Уложенная комиссия и попытка нового законодательства
2. Реформаторская деятельность Екатерины II
3. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева
1. Основные направления и результаты внешней политики
2. Разделы Речи Посполитой
3. Русско – турецкие войны Екатерины II
1. Внутренняя политика Павла I
2. Внешняя политика Павла Петровича
1. Реформаторская деятельность в первой половине Александра I
2. Внешняя политика Александра I до 1812г.
3. Реформаторская деятельность во второй половине правления. Военные поселения
1. Отечественная война 1812г.: причины, основные сражения, итоги
2. Заграничные походы русской армии
1. Первые тайные организации
2. Восстание декабристов
1. Реформаторская деятельность Николая I. Укрепление самодержавия. Кодификация законов. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа
2. Крестьянский вопрос при Николае I
3. Крымская война: причины, повод. Ход военных действий, основные сражения. Парижский мирный трактат. Итоги и последствия Крымской войны 1853—1856 гг.
1. Подготовка крестьянской реформы.
2. Проведение отмены крепостного права
1. Буржуазные реформы 60-70-х гг.: земская, судебная, городская, военная
2. Внешняя политика Александра II
1. Социально-экономическое развитие Европы в XVI – XVII веках
2. Абсолютизм в Европе
3. Английская революция в XVII веке
4. Реформация в Западной Европе
5. Великая Французская революция
6. Франция в эпоху Наполеона Бонапарта. Крах Наполеоновской империи
1. Борьба с инакомыслящими в первые годы царствования
2. Александр III. Контрреформы
3. Внешняя политика России при Александре Александровиче
2. Модернизация в социальной сфере при Николае II
3. Экономическая модернизация 90-х гг. XIX века
2. Русско-японская война: причины, основные сражения, итоги
3. Первая русская революция: причины, цели, этапы, характер
4. Первый этап революции: основные мероприятия
5. Второй этап революции: основные мероприятия
1. Выборы и работа первой Государственной думы
2. Выборы, деятельность и попытка решения аграрного вопроса во второй Государственной думе
3. Выборы и работа третьей и четвертой Государственных дум
4. Социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914гг
5. Аграрная реформа П.А. Столыпина
1. Подготовка к экспедиции на полюс
2. Героический подвиг Г.Я. Седова: покорение полюса
1. Причины и повод первой мировой войны
2. Военная компания 1914 года
3. Военная компания 1915 года
4. Военная компания 1916 года
1. Февральская революция
2. Двоевластие. Кризисы временного правительства. Мятеж Корнилова
3. Октябрьская революция
1. Переход к однопартийному государству
2. Брестский мир
3. Гражданская война: причины, этапы, основные сражения
1. Политика «Военного коммунизма» на практике
2. Политика «Красного террора»
1. Новая экономическая политика: цели, области применения, основные мероприятия
2. Коллективизация сельского хозяйства
3. Варианты государственного устройства нового государства
4. Образование СССР
1. Провозглашение первых «пятилеток»
2. Сталинская индустриализация промышленности
3. Построение тоталитарного общества в СССР в 30-е гг.
4. Репрессии 30-х годов
1. Внешняя политика СССР в 30-х гг
2. Пакт Молотова – Риббентропа
1. Советско-финская война 1939—1940 года
2. Начало второй мировой войны. Оккупация Европы Германией
1. Силы и планы сторон накануне войны. План «Барбаросса»
2. Неудачи Красной Армии летом - осенью 1941 года
3. Битва за Москву
1. Окружение Ленинграда. Начало блокады
2. «Дорога жизни»
3. Прорыв и снятие блокады
1. Планы сторон на лето 1942 г. Положение сторон на южном крыле советско-германского фронта к середине лета 1942 г.
2. Начало сражения за Сталинград. Начало боев на главной полосе обороны на дальних подступах к Сталинграду
3. Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 — 23 августа 1943 г.)
1. Перевод экономики и промышленности на «военные рельсы»
2. Тыл в годы войны
1. Народная борьба в тылу врага
2. Партизанские операции в борьбе с неприятелем
1. Освобождение Украины
2. Операция «Багратион»
1. Освобождение стран Юго-восточной и Центральной Европы
2. Берлинская операция. Капитуляция Германии
1. Моряки-черноморцы на перевалах Кавказа во время Великой Отечественной войны
2. Оборона Севастополя
3. Моряки-подводники в Великой Отечественной войне
4. Морские конвои в годы Великой Отечественной войны
1. Маньчжурская операция
2. Нюрнбергский процесс
1. Послевоенное устройство и «план Маршалла»
2. Фултонская речь У. Черчилля и начало «холодной войны»
1. Восстановление хозяйства после войны
2. Новый виток политических репрессий
3. XIX съезд и смерть И.В. Сталина
1. Борьба за власть и работа послесталинского триумвирата
2. Н.С. Хрущев: экономические преобразования
3. Внешняя политика в конце 50-х – начале 60-х гг.
1. XX и XXII съезды. Политика реабилитации
2. Кризис политики Н.С. Хрущева
1. Попытки реформ и отказ от них
2. Противоречия в аграрном производстве
3. Обеспечение политической стабильности
4. Внешняя политика эпохи «застоя»
1. Предыстория перестройки
2. Начало «Перестройки». Преобразование в области экономики
3. Политические реформы второй половины 80-х гг.
1. Провозглашение политики «гласности»
2. Внешняя политика второй половины 80-х гг.
3. Распад Советского Союза
1. Реформы и политическая борьба в 1992–1993 гг.
2. Стабилизация социально-политической системы в 1994–1996 гг.
3. Внешняя политика российской федерации в начале 90-х гг. и содружество независимых государств (СНГ)
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.