2024-2025_26_02_05_51_24_1234-6217_plx_География
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
26.02.05 – БП.10 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.10 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «География» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лубковская А.Д.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о роли и месте современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества

- о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);

- о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:

- об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Уметь:

- приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;

- выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;

- описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни;

- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов;

- проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений;

- устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;

- формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний

- владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий

- применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;

- приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);

Уметь:

- выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;

- описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;

- проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов:

- определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения;

- формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения;

- находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности и тенденции их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;

- определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

- определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- географическую терминологию и систему базовых географических понятий.

Уметь:

- применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «География» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Общая характеристика мира
 
Лекция (урок):

География как наука.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.1 Введение. Источники географической информации.
Лекция (урок):

Географическая карта 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Многообразие стран мира и их типы. 

2
ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Государственное устройство стран мира. 

2
ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.2 Современная политическая карта мира 
Лекция (урок):

Контрольная работа № 1.

2
ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Численность, воспроизводство, состав населения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Состав и структура населения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3 География населения мира
Лекция (урок):

Размещение населения. Миграции. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Взаимодействие человечества и природы 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.4 География мировых природных ресурсов
Лекция (урок):

География мировых природных ресурсов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 1.4 География мировых природных ресурсов
Лекция (урок):

Географическое ресурсоведение и геоэкология. 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Мировое хозяйство. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

География промышленности. Факторы размещения 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

География сельского хозяйства

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Контрольная работа № 2.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Рыболовство

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

География транспорта. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.5 География отраслей мирового хозяйства
Лекция (урок):

Всемирные экономические отношения. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Регионы и страны мира
 
Лекция (урок):

Общая характеристика зарубежной Европы. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Хозяйство Зарубежной Европы: промышленность и сельское хозяйство. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Субрегионы и страны зарубежной Европы. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1 Регионы и страны Зарубежной Европы
Лекция (урок):

Германия. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2 Регионы и страны Зарубежной Азии
Лекция (урок):

Общая характеристика стран Юго-Западной Азии. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Зарубежная Азия. Китай и Индия. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Япония. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Австралия. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Общая характеристика стран Африки. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3 Регионы и страны Африки
Лекция (урок):

Субрегионы Африки. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Общая характеристика стран Северной Америки. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Канада. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Регионы и страны Америки
Лекция (урок):

Общая характеристика стран Латинской Америки. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Регионы и страны Америки
Лекция (урок):

Контрольная работа № 3.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

Россия на политической карте мира.

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.5 Россия в современном мире
Лекция (урок):

Россия в Мировом хозяйстве и МГРТ. 

2
ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
 
Лекция (урок):

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Стратегия устойчивого развития. 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
Тема 3.1 Глобальные проблемы человечества
Лекция (урок):

Зачетное занятие

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. А. Лобжанидзе География:учебник для СПО. - Профобразование, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России:учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование». - ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 
 
2. Макарова М.Г., Станис Е.В., Мелешко А.А Природные ресурсы мира = WorldNaturalResource:учебно-методическое пособие. - Российский университет дружбы народов, 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.