ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«География»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- о роли и месте современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества
- о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
- о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства:
- об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Уметь:
- приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России;
- выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
- описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;
- различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни;
- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов;
- проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений;
- устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
- формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний
- владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий
- применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
- приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем.
Иметь практический опыт:
- о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
Уметь:
- выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
- описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;
- проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов:
- определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения;
- формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения;
- находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности и тенденции их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;
- определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач.
Иметь практический опыт:
- географическую терминологию и систему базовых географических понятий.
Уметь:
- применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Иметь практический опыт:
часов
География как наука.
Географическая карта
Многообразие стран мира и их типы.
Государственное устройство стран мира.
Контрольная работа № 1.
Численность, воспроизводство, состав населения
Состав и структура населения
Размещение населения. Миграции.
Взаимодействие человечества и природы
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.
География мировых природных ресурсов
Географическое ресурсоведение и геоэкология.
Мировое хозяйство.
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.
География промышленности. Факторы размещения
География сельского хозяйства
Контрольная работа № 2.
Рыболовство
География транспорта.
Всемирные экономические отношения.
Общая характеристика зарубежной Европы.
Хозяйство Зарубежной Европы: промышленность и сельское хозяйство.
Субрегионы и страны зарубежной Европы.
Германия.
Общая характеристика стран Юго-Западной Азии.
Зарубежная Азия. Китай и Индия.
Япония.
Австралия.
Общая характеристика стран Африки.
Субрегионы Африки.
Общая характеристика стран Северной Америки.
Канада.
Общая характеристика стран Латинской Америки.
Контрольная работа № 3.
Россия на политической карте мира.
Россия в Мировом хозяйстве и МГРТ.
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Стратегия устойчивого развития.
Зачетное занятие
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
комп. класс
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.