2024-2025_26_02_05_51_24_1234-6217_plx_Психология общения
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
26.02.05 – ОГСЭ.05 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОГСЭ.05 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Психология общения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Герасимова О.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психология общения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техники и приемы общения, правила слушания, ве-дения беседы, убеждения

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

К 2.7 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Психология общения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
- Родная литература
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
18
18
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Понятие и сущность общения
 
Тема 1.1 Сущность, цели, структура и уровни общения

Лекция (урок):

1) Определение психологии общения

2) Сущность общения, состоящая из нескольких процессов

3) Предмет, задачи психологии общения

4) Структура общения с точки зрения нескольких авторов

5) Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения

6) Междисциплинарный подход к общению

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Функции общения

Лекция (урок):

1) Определение понятия функция

2) Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная

3) Функции общения по Панфёрову

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.3 Стороны и модели общения

Лекция (урок):

1) Трансактная модель общения

2) Теория трансактного анализа Э.Бёрна

3) Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок

4) Построение схем общения с точки зрения этих позиций

5) Взаимосвязь жизненного сценария и общения

6) Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария

7) Основные понятия: стороны общения, их проявление в единстве

8) Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная

9) Понятие модели общения: репрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Средства общения
 
Тема 2.1 Вербальные и невербальные средства общения

Лекция (урок):

1) Понятие вербальных и невербальных средств общения

2) Раскрытие сущности вербального и невербального общения

3) Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Язык телодвижений, мимики и поз

Лекция (урок):

1) Особенности мимики

2) Особенности движений

3) Особенности жестов

4) Значение поз

5) Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Средства общения

Лекция (урок):

1) Визуальные средства общения

2) Акустические средства общения

3) Тактильно-кинестетические средства и общения

4) Ольфакторные средства общения

5) Виды акустических средств

2
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. Речь и язык в общении
 
Тема 3.1 Основные понятия, теории и функции речи

Лекция (урок):

1) Речь, язык, виды речи

2) Отличие речи, языка и общения

3) Эволюционное возникновение речи

4) Функции речи

5) Основные теории развития речи: теория научения, пререформистская, релятивистская, конструктивистская

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Взаимосвязь общения и деятельности

Лекция (урок):

1) Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна

2) Взаимосвязь деятельности и общения

3) Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. Стратегия, тактика и виды общения
 
Тема 4.1 Стратегия и тактика общения

Лекция (урок):

1) Стратегия и тактика в общении

2) Виды стратегического общения: открытое и закрытое; монологическое и диалогическое; ролевое и личностное

3) Виды тактик общения: формальная, неформальная, примитивная, деловая, духовная, межличностная, манипулятивная, светская

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Виды общения

Лекция (урок):

1) Вербальное и невербальное общение

2) Межличностное, межперсонное, ролевое общение

3) Конфликтное, личностное, деловое общение

4) Прямое и опосредованное общение

5) Законное и незаконное общение

6) Кратковременное и длительное общение

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Роли и ролевые ожидания в общении

Лекция (урок):

1) Типы ролей в общении

2) Ожидания ролей от партнёра по общению

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. Общение как коммуникация
 
Тема 5.1 Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций

Лекция (урок):

1) Понятие коммуникации

2) Элементы коммуникации: субъект, объект, само сообщение, средства пересылки сообщения, канал связи, результат

3) Отличие понятий: коммуникация и общение

4) Схема коммуникаций

5) Теории коммуникаций

6) Коммуникативная компетентность

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.2 Коммуникационные роли и манипуляции

Лекция (урок):

1) Виды коммуникативных ролей

2) Понятие манипуляции

3) Манипуляции в общении

4) Манипуляция как метод воздействия на людей

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.3 Барьеры коммуникаций

Лекция (урок):

1) Ошибки, которые возникают в процессе коммуникаций

2) Группы ошибок в коммуникациях

3) Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 6. Техники и приёмы общения
 
Тема 6.1 Основные понятия и виды слушания

Лекция (урок):

1) Процесс слушания

2) Определение понятия слушание

3) Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое

4) Проблема понимания

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.2 Техники и приёмы общения

Лекция (урок):

1) Виды техник слушания

2) Активное слушание

3) Приёмы общения

4) Техники общения

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 7. Деловое общение
 
Тема 7.1 Понятие, структура делового общения

Лекция (урок):

1) Понятие делового общения

2) Деловая беседа: особенности, правила, принципы

3) Функции деловой беседы

4) Структура деловой беседы

5) Стратегические принципы делового общения

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.2 Виды делового общения

Лекция (урок):

1) Деловые беседы

2) Деловые переговоры

3) Деловые совещания

4) Деловые дискуссии

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.3 Этические принципы общения

Лекция (урок):

1) Этикет и культура поведения, общения делового человека

2) Культура общения по телефону

3) Основные заповеди и принципы делового этикета

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 8. Суггестивность (внушаемость) слова
 
Тема 8.1 Основные понятия и теории суггестивности

Лекция (урок):

1) Понятие суггестия (внушаемости)

2) Свойства личности, поддающейся внушению

3) Особенности внушения

4) Сила слова (суггестивность слова)

5) Отличие гипноза и суггестивности

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 9. Конфликты в общении
 
Тема 9.1 Конфликт и толерантность

Лекция (урок):

1) Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности

2) Структура и участники конфликта

3) Мотивы сторон в конфликте

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.2 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Лекция (урок):

1) Причины конфликтов

2) Виды конфликтов и способы их разрешения

3) Особенности эмоционального реагирования в конфликтах

4) Последствия конфликтов

5) Различные виды приёмов саморегуляции и рефлексии

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отно-шений:учебник. - Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 
 
2. Маслова Т.А., Маслов С.И. Психология общения:учебное пособие для СПО. - , 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Козловская Н.В. Психология общения:учебное пособие (курс лекций). - , 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.