ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
26.02.05 – ОП.03. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
26.02.05 – ОП.03. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехника и электроника»
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электротехника и электроника»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте
Уметь:
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приёмы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- особенности социального и культурного контекста;
- правила оформления документов и построения устных сообщений
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
Уметь:
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
- особенности эксплуатации генераторных и распределительные системы
- устройство высоковольтных установок
- характеристики базовых элементов
Уметь:
- обеспечиать подготовку и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой
Иметь практический опыт:
К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Электротехника и электроника» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Электрооборудование судов
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
Лекция (урок):
Понятие об электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрическое поле в диэлектриках и проводниках. Конденсатор, его заряд и электрическая емкость
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 1.1 Электрическое поле
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Решение задач по теме: «Электрическое поле»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Электрическая цепь и ее основные элементы Закон Ома для участка и полной цепи. Законы Кирхгофа
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Решение задач по теме: «Электрические цепи постоянного тока»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 1. Исследование цепи постоянного тока при параллельном и смешанном соединении резисторов
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. Определение потери напряжения и мощности в проводах линий электропередач
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 1.2 Основные элементы электрической цепи постоянного тока
Самостоятельная работа:
Основные элементы электрической цепи постоянного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 2. Электромагнетизм
Тема 2.1 Основные свойства магнитного поля
Лекция (урок):
Основные свойства магнитного поля, его характеристики. Закон полного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
1. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение. Намагничивание ферромагнитных материалов
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
2. Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца Э.Д.С. самоиндукции, взаимоиндукции. Вихревые токи
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 3. Решение задач по теме: «Электромагнетизм и электромагнитная индукция»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 2.2 Электромагнитная индукция
Самостоятельная работа:
Электромагнитная индукция
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 3. Однофазные цепи переменного тока
Лекция (урок):
Переменный ток, его получение. Амплитудное и мгновенное значение переменных величин. Период, частота, сдвиг фаз
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.1 Синусоидальные э.д.с. и токи
Самостоятельная работа:
Синусоидальные эдс и токи
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Цепь переменного тока с активным сопротивле-нием. Векторная диаграмма. Цепь переменного тока с конденсатором. Векторная диаграмма. Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.2 Электрическая цепь с активным и реактивным сопротивление
Самостоятельная работа:
Электрическая цепь с активным и реактивным сопротивлением
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Общий случай последовательного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс напряжений
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 4. Расчет электрической цепи переменного тока с активным сопротивлением и индуктивностью
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.3 Неразветвленная цепь переменного тока
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 3. Исследование цепи переменного тока при последовательном соединении активного, индуктивного и емкостного сопротивлений
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Общий случай параллельного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс тока.
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 5. Решение задач по теме: «Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивлений»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 3.4 Разветвленная цепь переменного тока
Самостоятельная работа:
Разветвленная цепь переменного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 4. Трехфазные цепи переменного тока
Тема 4.1 Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии
Лекция (урок):
Генерирование трехфазной э.д.с. Соединение обмоток источника в звезду. Соединение обмоток источника в треугольник
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
1. Соединение потребителей в «звезду»
2. Соединение потребителей в «треугольник»
3. Расчет симметричных трехфазных цепей переменного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Решение задач по теме: «Расчет симметричных трехфазных цепей переменного тока»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 4.2 Включение нагрузки в цепь трехфазного тока
Самостоятельная работа:
Включение нагрузки в цепь трехфазного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 5. Электрические измерения и приборы
Лекция (урок):
1. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкале
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
2. Погрешности измерительных приборов: абсолютная, относительная, приведенная
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическая работа № 7. Определение абсолютной, относительной и приведенной погрешностей измерения
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
3. Приборы магнитоэлектрической системы
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
4. Приборы электромагнитной систем
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 5.1 Измерение тока и напряжения
Самостоятельная работа:
Измерение тока и напряжения
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Электродинамический и ферродинамический ваттметр. Измерение электрической энергии, индукционные счетчики
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 4. Измерение сопротивления изоляции мультиметром
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 5.2 Измерения мощности, энергии, сопротивления
Самостоятельная работа:
Измерение тока и напряжения
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Устройство и принцип действия трансформатора. Параметры, характеризующие работу трансформатора
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 6.1 Устройство и принцип действия
Практическое занятие:
Практическая работа № 8. Решение задач по теме: «Определение коэффициента трансформации, основных параметров трансформатора»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 6.2 Режимы работы трансформаторов
Лекция (урок):
Режим холостого хода, опыт короткого замыкания. Режим трансформатора под нагрузкой
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 6.2 Режимы работы трансформаторов
Самостоятельная работа:
Режимы трансформаторов
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 7. Электрические машины
Лекция (урок):
Общее устройство машин постоянного тока. Обратимость машина. Принцип работы машин постоянного тока. Генераторы постоянного ток
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 5. Исследование генератора постоянного тока с независимым возбуждением
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 7.1 Электрические машины постоянного ток
Самостоятельная работа:
Электрические машины постоянного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Устройство и виды асинхронных двигателей. Принцип действия асинхронного электродвигателя. Пуск в ход асинхронного электродвигателя. Устройство синхронного генератора
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическая работа № 9. Определение скольжения и скорости вращения асинхронного двигателя, вращающего момента асинхронного двигателя
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 7.2 Электрические машины переменного тока
Самостоятельная работа:
Электрические машины переменного тока
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Раздел 8. Основы электроники
Тема 8.1 Электронные приборы
Лекция (урок):
Устройство и принцип действия электровакуумной лампы. Ламповые диоды, триоды (вольтамперная характеристика)
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Лекция (урок):
Электроннодырочный переход и его свойства. Выпрямительные и универсальные диоды, стабилитроны. Тиристоры, транзисторы
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Практическое занятие:
Практическая работа № 10. Решение задач по теме: Расчет полупроводникового диода для двухполупериодной схемы выпрямления»
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 8.2 Полупроводниковые приборы
Самостоятельная работа:
Полупроводниковые приборы
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
Тема 8.3 Электронные усилители
Лекция (урок):
1. Принцип усиления напряжения и тока
2. Обратные связи и стабилизация режимов работы
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электротехника и электроника» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В.И. Аблязов Электротехника и электроника [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83317.html
2. Кузовкин В.А. Электротехника и электроника:учебник для спо. - Юрайт, 2018. -
3. Ватаев А.С., Давидчук Г.А., Лебедев Основы электротехники. Электрические машины и трансформаторы [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразовани, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96967.htm
4. В. Ф. Марков, Х. Н. Мухамедзянов, Л. Н. Маскаева Материалы современной электроники [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87827.html
6.2 Дополнительная литература
1. Лунин В.П., Кузнецов Э.В. Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи:Учебник. - , 2019. -
2. Киселев В. И., Кузнецов Э. В., Копылов А. И., Лунин, В.П. Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и электрические машины:Учебник и практикум для среднего профессионального образования. - , 2019. -
3. Кузнецов Э.В., Куликова Е.А., Культиасов П.С., Лунин В.П. Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические измерения:Учебник и практикум для среднего профессионального образования. - , 2019. -
4. Е. Д. Носкова Электротехника [Электронный ресурс]:методические рекомендации по проведению лабораторных работ для студентов технических специальностей. - Ай Пи Эр Медиа, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70290.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.