2024-2025_26_02_05_51_24_1234-6217_plx_Электрооборудование судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.05 – Раздел 1.04 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.04 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Электрооборудование судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ефимов В.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрооборудование судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы работы в профессиональной и смежных сферах

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила оформления документов и построения устных сообщений;

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техническую и рабочую документацию по  электрооборудованию судов;

- обозначения судовых приводов, механизмов, систем и их элементов, элементы судовых электрических средств;

- принципы построения и изображения электрических и простых электронных диаграмм и схем в соответствии с действующими стандартами;

Уметь:

- читать схемы судовых систем, а также электрические схемы

Иметь практический опыт:

- ведении технической документации;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные характеристики и состав судовых электростанций;

- устройство и принцип работы электрических машин постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы;

- устройство, принцип работы и назначение трансформаторов и преобразователей, их характеристики и режимы работы;

- устройство, принцип работы и область применения коммутационной и защитной аппаратуры;

- состав и устройство электрических распределительных щитов и электрических сетей;

- устройство, принцип работы судовых генераторов, основные принципы параллельной работы генераторов;  

- устройство и принцип работы судового электронного оборудования и различных систем управления;

- устройство и принципы работы установок высокого напряжения;

- общее устройство, назначение, область применения электроизмерительных приборов и правила пользования ими;

- устройство и принцип работы аккумуляторов;

Уметь:

- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;

- производить пуск, распределение нагрузки, ввод в параллельную работу генераторов, снятие, а также перевод нагрузки с одного генератора на другой;

- определять техническое состояние генераторов, устранять возникающие дефекты в генераторах;

- определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;

- производить параметрический контроль технического состояния судового электрооборудования и средств автоматики с использованием измерительного комплекса, а также использовать контрольно-измерительные приборы для контроля параметров главных и вспомогательных двигателей и связанных с ними вспомогательных механизмов и систем;

- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов;

- производить электрические измерения;

Иметь практический опыт:

- технической эксплуатации электрических и электронных систем, генераторов, устройств распределения электрической энергии, систем защит и контроля, судовых насосов и котлов;

- технической эксплуатации аккумуляторов;

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- характерные судового электрооборудования и способы их устранения;

- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;

Уметь:

- квалифицированно осуществлять подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта;

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Базовая конфигурация и принципы работы следующего электрического, электронного и контрольного оборудования:

1. электрическое оборудование:

- генераторные и распределительные системы

- подготовка и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой

- электромоторы, включая методологии их пуска

- высоковольтные установки

- последовательные контрольные цепи и связанные с ними системные устройства

2. электронное оборудование:

- характеристики базовых элементов электронных цепей

- схема автоматических и контрольных систем

- функции, характеристики и свойства контрольных систем для отдельных механизмов, включая органы управления главной двигательной установкой и автоматические органы управления паровым котлом

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием

- техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока

- конструкция и работа электрического контрольно-измерительного оборудования

Функционирование и рабочие испытания следующего оборудования и его конфигурация:

1. системы слежения

2. устройства автоматического управления

3. защитные устройства

Уметь:

- обнаруживать неисправности в электроцепях, устанавливать места неисправностей и применять меры по предотвращению повреждений

- читать электрические и простые электронные схемы  

Иметь практический опыт:

К 1.7 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Электрооборудование судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Электротехника и электроника
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 42 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
42
42
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Судовые электрические машины
 
Тема 1.1 Классификация, принцип действия н конструкция трансформатора
Лекция (урок):

Конструкция и принцип действия однофазного и трехфазного трансформатора

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.2 Измерительные, трехфазные, сварочные трансформаторы. Сельсины и их применение на морских судах
Лекция (урок):

Специальные и измерительные трансформаторы. Классификация, принцип действия и конструкция трансформаторов

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.3 Практическое исследование работающих трансформаторов, автотрансформаторов и сельсинов
Практическое занятие:

Исследование работы однофазного трансформатора

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.4 Конструкция, принцип действия область применения асинхронного двигателя с КЗ и фазным ротором
Лекция (урок):

Конструкция асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором; принцип действия,; механическая характеристика; электромагнитный момент и скольжение

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.5 Механические характеристики двигателей. Способы пуска в ход АД
Лекция (урок):

Способы пуска в ход АД. Достоинства и недостатки АД

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.6 Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД

Практическое занятие:

Подключение двигателя к сети. Реверс АД

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 2. Синхронные генераторы
 
Тема 2.1 Принцип действия, конструкция бес щеточных и щеточных синхронных генераторов
Лекция (урок):Конструкция, принцип действия, синхронного генератора; способ самовозбуждения генераторов; электромагнитные процессы, происходящие в работающем генераторе; особенности работы бесщеточных генераторов; подмагничивание генераторов
2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.2 Конструктивные особенности и способы подмагничивания синхронного генератора 
Лекция (урок):

Характеристики намагничивания; процесс самовозбуждения синхронных генераторов;  электромагнитные процессы, происходящие в генераторе при его работе на холостом ходу и под нагрузкой; понятие о реакции якоря генератора; внешние характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.3 Самовозбуждение синхронных генераторов. Причины. препятствующие самовозбуждению
Лекция (урок):

Особенности работы бесщеточных генераторов; подмагничивание генераторов

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.4 Схема самовозбуждения фирмы «Сименс»
Лекция (урок):

Процесс самовозбуждения синхронных генераторов

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.5 Влияние характера нагрузки на напряжение Реакция якоря синхронного генератора
Лекция (урок):

Характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.5 Включение СГ на параллельную работу. Распределение нагрузок
Практическое занятие:

Включение СГ на параллельную работу

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.7 Исследование характерных отказов в работе СГ и системы компаундирования
Лекция (урок):

Изучить отказы в работе СГ и системы компаундирования

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 3. Электроэнергетические системы судна
 
Тема 3.1 Однолинейная схема распределения электроэнергии на судне
Практическое занятие:

Классификация судовых электростанций. ГРЩ и потребители, питающиеся непосредственно от ГРЩ. Распределительные щиты и их расположение на судне; щит питания с берега и способ подключения судовой электростанции к береговой сети

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.2 Кабели, их расчет и выбор
Лекция (урок):

Питающий кабель одиночного потребителя

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.3 Коммутационная аппаратура СЭС
Лекция (урок):

Коммутационная аппаратура СЭС, тип, назначение

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.4 Аварийная электростанция. Алгоритм зaпуcка. Требования Регистра
Лекция (урок):

АДГ и АРЩ и требования к ним Регистра России. Схема автоматического запуска АДГ, потребители, получающие питание от АРЩ. настройка автоматического запуска, работы и вывод АРЩ из схемы при восстановлении общесудового питания

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.5 Кислотные и гелиевые аккумуляторы. Тех. обслуживание, способы заряда
Лекция (урок):

Принцип работы кислотного и гелиевого аккумулятора; правила технического обслуживания аккумуляторов

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.6 Щелочные аккумуляторные батареи, Тех. обслуживание, способы заряда
Лекция (урок):

Где применять только щелочные аккумуляторы; новые виды аккумуляторов, используемых на морских судах

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 4. Судовые электроприводы
 
Тема 4.1 Правила чтения электрических схем, обозначения элементов принятых в России и их зарубежные аналоги 
Лекция (урок):

Схемы пуска насосов, система автоматического запуска горячего резерва; схема пожарного насоса и особенность защиты насоса с помощью теплового реле; схема автоматической работы воздушного компрессора; автоматическая работа рефрижераторной установки и установки кондиционирования воздуха

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.2 Способы пуска в ход электрических двигателей. Пуск переключением со звезды на треугольник. Описание пуска в ход электрических двигателей. Схема переключением со звезды на треугольник
Практическое занятие:

Описание пуска в ход электрических двигателей. Схема переключением со звезды на треугольник

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.3 Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД
Практическое занятие:

Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.4 Автоматизированная работа воздушного компрессора. Практическая работа по подключению элементов схемы компрессора
Практическое занятие:

Исследование и изучение устройства магнитных пускателей. Практическая работа по подключению элементов схемы компрессора

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.5 Автоматизированная работа провизионной холодильной установки
Лекция (урок):

Схема автоматизированной работы холодильной установки

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.6 Электропривод рулевой машины, требования Регистра к рулевому приводу

Электрическая рулевая машина

Лекция (урок):

Изучение устройства магнитных пускателей

1
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.7 Схема автоматизированной работы котел установки
Лекция (урок):

Схема и алгоритм автоматизированной работы котельной установки

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.8 Электрическая схема компрессора кондиционирования воздуха
Лекция (урок):

Работа по подключению элементов схемы

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 5. Приборы управления, контроля, сигнализации и связи
 
Тема 5.1 Схема однолинейной пожарной сигнализации. Изучение однолинейной схемы автоматической пожарной сигнализации
Практическое занятие:

Изучение однолинейной схемы автоматической пожарной сигнализации

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 5.2 Сопротивление изоляции судового электрооборудования и способы устранения его понижения
Лекция (урок):

Исследование системы автоматического контроля сопротивления изоляции

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 5.4 Техника безопасности при эксплуатации судового электрооборудования
Лекция (урок):

Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Правила пользования переносными электроизмерительными приборами, защита от прикосновения к токоведущим жилам

2
К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрооборудование судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Ф.Бурков Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Ю.Г.Дейнего Судовой механик.Технический минимум+СД на русском и английском языках:Учебник . - МОРКНИГА, 2018. - 
 
3. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие. - ТЭС, 2018. - 
 
4. М.А.Сюбаев Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. - 
 
5. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.С.Ефимов Основы электротехники, электрооборудование судов и элементы судовой автоматики:Методическое пособие. - Копицентр, 2015. - 
 
2. Малышева Л.А.  Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели :Учебное пособие. - ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2016. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Е.В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.