2024-2025_26_02_05_51_24_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.05 – ОП.02. – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.02. – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пивоварчук В.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы работы в профессиональной и смежных сферах

Уметь:

- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оформлять результаты поиска;

Иметь практический опыт:

- использования полученной информацией для осуществления профессиональной деятельности

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изго-товления деталей и выполнения ремонтных работ

Уметь:

- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Общее знание основных конструктивных элементов судна и правильных названий их различных частей

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 1, 3 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Материаловедение
 
- Математика
 
- Инженерная графика
 
- Информатика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 130 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
112
56
56
В том числе: 
Лекционные занятия
68
34
34
Практические занятия
44
22
22
Самостоятельная работа
7
7
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
130
63
67
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Теоретическая механика
 
Лекция (урок):

1. Основные понятия и аксиомы статики

2. Материальная точка, абсолютно твердое тело.

3. Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы.

4. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей

4
ОК 02.
 
Тема 1.1 Статика
Самостоятельная работа:

Определение направления реакций связей

0,5
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие

2. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.

3. Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.

4. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах

4
ОК 02.
 
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил

3
ОК 02.
 
Тема 1.3 Пара сил и момент силы относительно точки
Лекция (урок):

1. Пара сил и её характеристики Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар.

2. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки. Зависимость  между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки

2
ОК 02.
 
Тема 1.3 Пара сил и момент силы относительно точки
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил

4
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.

2. Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.

3. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

4. Определения реакций опор и моментов защемления

4
ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практичсекая работа № 3. Определение реакций шарнирных опор балки

3
ОК 02.
 
Тема 1.4 Плоская система произвольно расположенных сил
Самостоятельная работа:

Реальные связи. Трение скольжения и его законы

0,5
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил.

2. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.

3. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур

4
ОК 02.
 
Тема 1.5 Центр тяжести
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы

4
ОК 02.
 
Тема 1.6 Кинематика. Основные понятия кинематики

Лекция (урок):

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.

2. Частные случаи движения точки

2
ОК 02.
 
Тема 1.7 Кинематика точки
Самостоятельная работа:

Устойчивость равновесия

1
ОК 02.
 
Лекция (урок):

Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение

вокруг неподвижной оси

2
ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Определение параметров движения точки при естественном способе задания движения точки

4
ОК 02.
 
Тема 1.8 Простейшие движения твердого тела. Сложное движение точки
Самостоятельная работа:

Способы передачи вращательного движения

3
ОК 02.
 
Тема 1.9 Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики

Лекция (урок):

1. Две основные задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.  

2. Зависимость между массой и силой тяжести. Закон равенства действия и противодействия.

3. Принцип независимости действия сил

4
ОК 02.
 
Тема 1.10 Движение материальной точки. Метод кинетостатики
Лекция (урок):

Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции. Принцип Даламбера

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Законы трения. Виды трения. Законы трения скольжения. Трение качения. Коэффициент трения.

2. Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении.

3. Мощность. Коэффициент полезного действия

4
ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Решение задач с применением общих теорем динамики

4
ОК 02.
 
Тема 1.11 Трение. Работа и мощность
Самостоятельная работа:

Понятие о механической системе

2
ОК 02.
 
3 семестр
 
Раздел 2. Сопротивление  материалов
 
Тема 2.1 Основные положения
Лекция (урок):

1. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации. Гипотезы и допущения.

2. Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние.

3. Метод сечений. Механические напряжения.

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение.

2. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации.

3. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса.

4. Испытания материалов при растяжении и сжатии.

5. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.

6. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Определение внутренних напряжений при растяжении и сжатии. Условие прочности. Расчеты на прочность.

4
ОК 02.
 
Тема 2.2 Растяжение и сжатие
Практическое занятие:

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

Основные расчётные предпосылки и расчетные формулы. Определение внутренних напряжений при расчёте на срез и смятие. Условия прочности. Примеры расчётов

2
ОК 02.
 
Тема 2.3 Практические расчёты на срез и смятие
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Практические расчёты на срез и смятие

2
ОК 02.
 
Тема 2.4 Геометрические характеристики плоских сечений
Лекция (урок):

1. Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции.

2. Осевые моменты инерции простейших сечений. Полярные моменты инерции круга и кольца

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.

2. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Определение напряжений в поперечном сечении  при кручении

3. Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу

2
ОК 02.
 
Тема 2.5 Кручение
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Расчёт на прочность при кручении

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.

2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.

3. Расчёты на прочность  при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.

4. Понятие о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях

4
ОК 02.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам 

2
ОК 02.
 
Тема 2.6 Изгиб
Практическое занятие:

практическая работа № 11. Определение размеров поперечных сечении балок при изгибе

6
ОК 02.
 
Тема 2.7 Гипотезы прочности и их применение
Лекция (урок):

1. Напряжённое состояние в точке упругого тела. Виды напряжённых состояний.

2. Упрощенное плоское напряжение. Назначение гипотез прочности.

3. Эквивалентные напряжения. Расчёты на прочность

2
ОК 02.
 
Тема 2.8 Устойчивость стержней

Лекция (урок):

Критическая сила, ф-ла Эйлера. Гибкость стержней, устойчивость

2
ОК 02.
 
Раздел 3. Детали машин
 
Тема 3.1 Основные положения

Лекция (урок):

1. Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица

2. Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Анализ  условий  работы деталей машин и механизмов

3. Основные понятия о надёжности машин и их деталей.

4. Стандартизация и взаимозаменяемость

5. Технический контроль и испытание механизмов и машин

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Классификация передач.

2. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчёты многоступенчатого привода

2
ОК 02.
 
Тема 3.2 Общие сведения о передачах
Практическое занятие:

Практическая работа № 12. Основные кинематические и силовые характеристики многоступенчатого привода

5
ОК 02.
 
Тема 3.3 Фрикционные и ремённые передачи
Лекция (урок):

1. Принцип работы фрикционных передач. Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ремённых передач.

2. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнём.

3. Общие сведения о вариаторах

2
ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о зубчатых и цепных передачах. Классификация и область применения.

2. Основы зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Геометрия зацепления.

3. Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта.

4. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые, цилиндрические передачи: геометрические  соотношения; силы, действующие в зацеплении, расчёт на контактную прочность и изгиб. Особенности косозубых передач, червячных и конических

2
ОК 02.
 
Тема 3.4 Зубчатые и цепные передачи
Практическое занятие:

Практическая работа № 13. Расчёт зубчатой передачи

3
ОК 02.
 
Тема 3.5 Валы и оси. Муфты
Лекция (урок):

1. Валы и оси: применение, классификация, элементы конструкции, материалы

2. Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт

2
ОК 02.
 
Тема 3.6 Подшипники
Лекция (урок):

1. Общие сведения о подшипниках. Подшипники скольжения. Подшипники качения.

2. Подбор подшипников по динамической грузоподъёмности

2
ОК 02.
 
Тема 3.7 Соединения деталей в узлы и механизмы
Лекция (урок):

Способы соединений деталей в узлы и механизмы:

-  Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые

-  Неразъёмные соединения: клёпаные, сварные, клееные и паяные

2
ОК 02.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Г. Рубашкин Основы технической механики  [Электронный ресурс]:Учебник. - Политехника, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94833.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. И. Бабецкий, О. Н. Третьякова Механика:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
2. В. И. Бабецкий, О. Н. Третьякова Механика в примерах и задачах :Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
3. И. В. Дукмасова Основы технической механики. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84916.html 
 
4. В. Э. Завистовский, Л. С. Турищев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93437.html 
 
5. П. В. Королев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88496.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru/93574.html
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.