ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Механика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- методы работы в профессиональной и смежных сферах
Уметь:
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
Иметь практический опыт:
- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
Иметь практический опыт:
- использования полученной информацией для осуществления профессиональной деятельности
- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изго-товления деталей и выполнения ремонтных работ
Уметь:
- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей
Иметь практический опыт:
Общее знание основных конструктивных элементов судна и правильных названий их различных частей
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Основные понятия и аксиомы статики
2. Материальная точка, абсолютно твердое тело.
3. Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы.
4. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей
Определение направления реакций связей
1. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие
2. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.
3. Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.
4. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах
Практическая работа № 1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил
1. Пара сил и её характеристики Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар.
2. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки. Зависимость между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки
Практическая работа № 2. Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил
1. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.
2. Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.
3. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.
4. Определения реакций опор и моментов защемления
Практичсекая работа № 3. Определение реакций шарнирных опор балки
Реальные связи. Трение скольжения и его законы
1. Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил.
2. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.
3. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур
Практическая работа № 4. Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы
Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение
1. Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.
2. Частные случаи движения точки
Устойчивость равновесия
Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение
вокруг неподвижной оси
Практическая работа № 5. Определение параметров движения точки при естественном способе задания движения точки
Способы передачи вращательного движения
1. Две основные задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.
2. Зависимость между массой и силой тяжести. Закон равенства действия и противодействия.
3. Принцип независимости действия сил
Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции. Принцип Даламбера
1. Законы трения. Виды трения. Законы трения скольжения. Трение качения. Коэффициент трения.
2. Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении.
3. Мощность. Коэффициент полезного действия
Практическая работа № 6. Решение задач с применением общих теорем динамики
Понятие о механической системе
1. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации. Гипотезы и допущения.
2. Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние.
3. Метод сечений. Механические напряжения.
1. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение.
2. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации.
3. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса.
4. Испытания материалов при растяжении и сжатии.
5. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.
6. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Определение внутренних напряжений при растяжении и сжатии. Условие прочности. Расчеты на прочность.
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений
Основные расчётные предпосылки и расчетные формулы. Определение внутренних напряжений при расчёте на срез и смятие. Условия прочности. Примеры расчётов
Практическая работа № 8. Практические расчёты на срез и смятие
1. Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции.
2. Осевые моменты инерции простейших сечений. Полярные моменты инерции круга и кольца
1. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.
2. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Определение напряжений в поперечном сечении при кручении
3. Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу
Практическая работа № 9. Расчёт на прочность при кручении
1. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.
2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.
3. Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.
4. Понятие о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях
Практическая работа № 10. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам
практическая работа № 11. Определение размеров поперечных сечении балок при изгибе
1. Напряжённое состояние в точке упругого тела. Виды напряжённых состояний.
2. Упрощенное плоское напряжение. Назначение гипотез прочности.
3. Эквивалентные напряжения. Расчёты на прочность
Критическая сила, ф-ла Эйлера. Гибкость стержней, устойчивость
1. Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица
2. Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Анализ условий работы деталей машин и механизмов
3. Основные понятия о надёжности машин и их деталей.
4. Стандартизация и взаимозаменяемость
5. Технический контроль и испытание механизмов и машин
1. Классификация передач.
2. Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчёты многоступенчатого привода
Практическая работа № 12. Основные кинематические и силовые характеристики многоступенчатого привода
1. Принцип работы фрикционных передач. Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ремённых передач.
2. Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнём.
3. Общие сведения о вариаторах
1. Общие сведения о зубчатых и цепных передачах. Классификация и область применения.
2. Основы зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Геометрия зацепления.
3. Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта.
4. Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые, цилиндрические передачи: геометрические соотношения; силы, действующие в зацеплении, расчёт на контактную прочность и изгиб. Особенности косозубых передач, червячных и конических
Практическая работа № 13. Расчёт зубчатой передачи
1. Валы и оси: применение, классификация, элементы конструкции, материалы
2. Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт
1. Общие сведения о подшипниках. Подшипники скольжения. Подшипники качения.
2. Подбор подшипников по динамической грузоподъёмности
Способы соединений деталей в узлы и механизмы:
- Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые
- Неразъёмные соединения: клёпаные, сварные, клееные и паяные
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.