ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.06 – ЕН.03. – 2024 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.06 – ЕН.03. – 2024 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- о предотвращении загрязнений морской среды нефтесодержащими, сточными водами, мусором, а также загрязнения воздуха;
- процедуры по борьбе с загрязнением
Уметь:
- пользоваться основными международными конвенциями по предупреждению загрязнения окружающей среды с судов
Иметь практический опыт:
К3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
Знать:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач по вопросам загрязнения окружающей среды
Уметь:
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задач по предотвращению окружающей среды
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Знать:
- методы и средства обработки, хранения и накопления информации о природных и природно-антропогенных объектах;
- основные этапы организации документооборота о природных и природно-антропогенных объектах
Уметь:
- выделять наиболее значимое в перечне экологической информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- психологические основы деятельности коллектива;
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с руководством, преподавателями
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать:
- взаимосвязь организмов среды обитания, принципы рационального использования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;
- условия, устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды
Уметь:
- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
- грамотно реализовывать нормативно – правовые акты при работе с экологической документацией
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
- правовые вопросы экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности
Иметь практический опыт:
ПК 3.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Производственная практика (плавательная)
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 27 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
Лекция (урок):
Цели и задачи дисциплины Взаимодействие человека и природы.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.2 Глобальные проблемы экологии и человечества.
Лекция (урок):
Глобальные проблемы экологии и человечества. Зеленая революция.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.3 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.
Лекция (урок):
Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.4 Организация мониторинга окружающей среды
Лекция (урок):
Организация мониторинга окружающей среды.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.5 Природные ресурсы и их классификация
Лекция (урок):
Природные ресурсы и их классификация.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.6 Загрязнение биосферы.
Лекция (урок):
Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воз-действие на человека загрязнений биосферы.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.7 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды.
Лекция (урок):
Морские суда, как источник загрязнения окружа-ющей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 1.8 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов.
Лекция (урок):
Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности
Тема 2.1 Международные договоренности по проблемам охраны природы
Лекция (урок):
Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Лекция (урок):
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
Контрольная работа. зачет
К3.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 3.7.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. С.И. Колесников Экологические основы природопользования:учебник. - , 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. Хван, Г.А. Экологические основы природопользования:учебник для спо. - Юрай, 2018. -
2. Новиков, В. К. Предотвращения загрязнения окружающей среды при судоходстве:курс лекций. - , 2017. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.