2024-2025_26_02_06_51_24_123-6217 (на базе 11 кл)_plx_Электрические аппараты
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрические аппараты»
26.02.06 – ОП.08. – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрические аппараты»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.08. – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрические аппараты»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Электрические аппараты» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод.,    Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрические аппараты»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- аппараты управления судовыми электроприводами

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- анализировать условия работы судовых аппаратов

Иметь практический опыт:

- наблюдения за эксплуатацией электроаппаратов

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила безопасной эксплуатации судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации

Иметь практический опыт:

- применения методов оценки состояния электроаппаратов

К3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- контролировать эффективную и безопасную работу судовой аппаратуры

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и назначение судовой электрической аппаратуры

Уметь:

- пользоваться нормативно-справочной и научно-технической литературой

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Электрические аппараты» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов и систем
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Ремонт судового электрооборудования
 
- Техническая эксплуатация судовых электрических машин
 
- Техническая эксплуатация судовых электроприводов
 
- Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 58 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
34
34
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
58
58
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Основы теории электрических аппаратов
 
Тема 1.1 Общие сведения о магнитных цепях и электромагнитах
Лекция (урок):

1. Общие сведения о магнитных цепях аппаратов постоянного и переменного тока

2. Однофазные и трехфазные электромагниты

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.2 Электрическая дуга и способы ее гашения
Лекция (урок):

1. Общие сведения об электрической дуге Дуга постоянного и переменного тока

2. Способы гашения дуги: механическое растягивание, гашение в магнитном поле, в продольных щелях, в плотно закрытых камерах, в дугогасительной решетке, в потоке сжатого газа, в трансформаторном масле, в вакуумной среде, с помощью полупроводниковых приборов 

3
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Неразмыкающиеся и размыкающиеся контактные системы, скользящие контактные системы

2. Основные типы контактных соединений: с помощью гибкой связи, скользящий токосъемный розеточный контакт, роликовый, пальцевая система, врубные контакты, мостиковые, жидкометаллические, магнитоуправляемые(герконы)

3
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 1.3 Электрические контактные соединения
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Техническое обслуживание контактных соединений

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Раздел 2. Электрические аппараты управления и защиты
 
Лекция (урок):

1. Коммутационная аппаратура. Рубильники, рубящие переключатели.

2. Пакетные выключатели и переключатели, универсальные переключатели и ключи

3. Контроллеры барабанного и кулачкового типов, командоконтроллеры 

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.1 Коммутационная аппаратура ручного действия
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Техническое обслуживание коммутационной аппаратуры ручного действия

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Контакторы постоянного и переменного тока

2. Магнитные пускатели

3. Реле времени электромагнитные, механические и моторные. Промежуточные реле, реле уровня, давления

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.2 Электрические аппараты автоматизации электрических схем
Практическое занятие:

Исследование контакторов постоянного тока и магнитных пускателей переменного тока

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Лекция (урок):

1. Реле защиты. Разнообразие. Реле максимального и минимального тока и напряжения

2. Индукционное реле. Электротепловое реле.

3. Плавкие предохранители. Автоматические выключатели

6
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Практическое занятие:

Изучение реле максимального тока

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.3 Аппараты защиты
Практическое занятие:

Изучение автоматических выключателей

2
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Тема 2.4 Бесконтактная аппаратура
Лекция (урок):

1. Общие сведения. Элементы бесконтактных электроприводов

2. Бесконтактные реле

3. Цифровые мегомметры

4. Бесконтактные коммутаторы

8
К1.1,К3.6,ОК 01.,ОК 02.
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрические аппараты» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие . - ТЭС, 2018. - 
 
2. Архангельский  В.С.  Автоматика и аппаратура контроля судовых энергетических  установок

:Учебное пособие для СПО. - Судостроение, 2017. - 

 
3. Дейнего  Ю.Г.  Судовой механик. Технический минимум+СД на русском и английском языках

:Учебник. - МОРКНИГА, 2018. - 

 
4. А.Ю.Самойленко Электронные и микропроцессорные средства судовых систем  управления:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. С.О.Макарова, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Агеев В.И. Контрольно-измерительные приборы судовых энергетических установок (устройство, эксплуатация, эффективность)

:Справочник. - Судостроение, 2017. - 

 
2. Ю.Г.Дейнего Эксплуатация судовых энергетических установок, механизмов, и систем.   Практические советы и рекомендации

:Учебник по специальности "ЭСЭУ". - МОРКНИГА, 2018. - 

 
3. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.