ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 – ОП.11. – 2022 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 – ОП.11. – 2022 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные правила и нормы, регулирующие вахту на морских судах, включая правила Международной организации труда (МОТ), Конвенцию SOLAS, Кодекс поведения для работников морского флота и другие международные стандарты
Уметь:
- выполнять обязанности, связанные с вахтой, в соответствии с установленными правилами и нормами, а также с учетом особенностей конкретного судна и его груза
Иметь практический опыт:
К 6.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
Знать:
- принципы организации техники безопасности на морских судах
Уметь:
- применять правила охраны труда и техники безопасности при выполнении производственных задач на морском судне
Иметь практический опыт:
К 6.11 Соблюдение техники безопасности
Знать:
- основные технологии производственной деятельности на морских судах;
- требования нормативно-правовых документов, регламентирующих производственную деятельность на морских судах
Уметь:
- анализировать профессиональные задачи, возникающие на морских судах, определять их характеристики и выбирать соответствующие методы и приемы их решения
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
- современные информационные технологии и средства поиска, анализа и интерпретации информации, используемые в профессиональной деятельности на судах
Уметь:
- применять современные информационные технологии и инструменты для обработки и анализа данных, а также для повышения эффективности производственных процессов на судах
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- методы повышения качества коммуникации в рамках коллектива и команды
- основные принципы организации и функционирования коллектива на морском судне
Уметь:
- эффективно коммуницировать и решать конфликты в коллективе
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать:
- основы морской экологии, включая загрязнение морских вод, проблемы воздействия судов на окружающую среду
Уметь:
- разрабатывать и внедрять программы по сохранению окружающей среды и ресурсосбережению на морском судне
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
- нормы и стандарты по производственной деятельности на морских судах, включая правила безопасности и защиты окружающей среды
- процедуры и требования к выполнению работ на морских судах, включая правила охраны труда и проверку квалификации персонала
Уметь:
- выполнять работы на морском судне в соответствии с требованиями качества, безопасности и эффективности, включая проверку квалификации персонала и соблюдение правил охраны труда
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
- нормативно-правовую базу, регулирующую предупреждение и предотвращение загрязнения водной среды
- процедуры и мероприятия по предотвращению загрязнения морской воды
Уметь:
- контролировать соблюдение мер по предотвращению загрязнения морской воды
Иметь практический опыт:
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Организация судовых работ
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 28 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
Тема 1. Морской транспорт как ведущее звено транспортной системы России
Лекция (урок):
Сфера деятельности морского транспорта, его место и роль в транспортной системе России. Показатели и измерители эффективности работы морского транспорта. Организационно-правовые формы предприятий морского транспорта. Планирование хозяйственной деятельности предприятий морского транспорта в условиях рыночной экономики. Бизнес-план. Транспортные тарифы. Формы оплаты труда. Понятие и виды зарплаты. Налогообложение предприятия морского транспорта. Декларация о доходах
К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие производственную деятельность на морских судах
Лекция (урок):
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. Международная конвенция о спасании 1989 г.
Российские нормативно-правовые акты, регулирующие работу на морском судне.
К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 3. Государственное регулирование в сфере морского транспорта
Лекция (урок):
Министерство транспорта и его функции по управлению морским торговым флотом. Полномочия Росморречфлота. Морской регистр и его функции. Администрация морского порта и ее функции.
К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.
Тема 4. Правовое регулирование труда на борту судна
Лекция (урок):
Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты трудового законодательства, регулирующие работу на борту судна. Права и обязанности работника и работодателя. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Порядок выплаты заработной платы. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Право социальной защиты. Защита нарушенных трудовых прав.
К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Лекция (урок):
1. Устав службы на морских судах 2018 г.
2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г.
3. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения 1993 г.
4. Свидетельство об управлении безопасной эксплуатацией.
5. СУБ компании-судовладельца, ее задачи.
6. Основы построения СУБ судна, обязанности капитана судна в рамках СУБ.
7. Документы СУБ судна.
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Самостоятельная работа:
Цель: ознакомиться с основами системы проверок СУБ компаний и судов
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Распределение экипажа по службам в соответствии с Уставом службы на морских судах 2018 г. Уровни ответственности членов экипажа судна в соответствии с ПДНВ-78/95. Правовое положение капитана судна. Требования к жилым помещениям для экипажа. Организация вахтенной службы. Флаги и вымпелы судна. Международный свод сигналов
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 6. Требования к экипажу судна. Флаги и вымпелы судна
Самостоятельная работа:
Цель:
1. Изучить порядок прохождения учебной службы на учебных и учебно-производственных судах.
2. Ознакомиться с полномочиями помощника капитана по учебной части
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Судовое заведование. Порядок пользования судовыми помещениями. Действия, запрещенные на судне. Распорядок дня на судне. Пользование судовыми шлюпками. Общие правила безопасности на судне. Правила безопасности при проведении отдельных видов работ.
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 7. Правила поведения на судне
Самостоятельная работа:
Цель:
1. Ознакомиться с порядком поддержания надлежащего санитарного состояния судна.
2. Ознакомиться с правилами приема пищи
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Лекция (урок):
Организация работы по охране труда на судне. Нормативно-правовые акты, регулирующие охрану труда на судне. Обязанности судовладельца, капитана судна и лица, ответственного за охрану труда на судне. Ответственность за нарушение требований охраны труда и техники безопасности. Производственный травматизм на судне
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Самостоятельная работа:
Цель: получить представление о профессиональных заболеваниях моряков и их профилактике
К 6.3,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Скаридов А.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право [Электронный ресурс]:Учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. - – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/pravovoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-morskoe-pravo-437693
2. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74/78):Нормативный правовой акт. - , . -
3. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95) с поправками от 2010 г.:Нормативный правовой акт. - , . -
4. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72):Нормативный правовой акт. - , . -
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78):Нормативный правовой акт. - , . -
6. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.:Нормативный правовой акт. - , . -
7. Конвенция МОТ 2006 г. «О труде в морском судоходстве»:Нормативный правовой акт. - , . -
8. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ:Нормативный правовой акт. - , . -
9. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ:Нормативный правовой акт. - , . -
10. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»:Нормативный правовой акт. - , . -
11. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20.09.2016 № 268:Нормативный правовой акт. - , . -
12. Устав службы на судах морского флота РФ 2018 г., утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 г. № 224:Нормативный правовой акт. - , . -
6.2 Дополнительная литература
1. Г.Г. Иванов Правовое регулирование морского судоходства в РФ:Учебник. - , 2010. -
2. Торский В.Г., Топалов В.П. Управление судовыми экипажами (издание 2-е, исправленное и дополненное):. - Астропринт, 2011. -
3. Г.Г. Иванов Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ:. - , 2001. -
4. Анищенко Н.В. Организация и оплата труда плавсостава морских судов:. - МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, . -
5. Костыря Е.В., Топалов В.П., Позолотин Л.А., Торский В.Г. Лидерство в судовом экипаже. Liadship: учебное пособие:Учебное пособие. - Астропринт, 2011. -
6. Анищенко Н.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях морского транспорта:. - Феникс, 2006. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.