ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Родная литература»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Родная литература»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- языковую культуру как общечеловеческую ценность; значимость чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Уметь:
- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний основные стилистические ресурсу лексики и фразеологии родного языка;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
Иметь практический опыт:
часов
Основные направления изучения курса родной литературы. Место литературы Дона в мировой художественной культуре. Литература Дона и о Доне в контексте времени и культурного процесса в масштабах региона, страны, мира.
Специфика донского фольклора. Устное народное творчество Дона. Казачьи песни. Воспевание родной реки Дон, выносливости, героизма и отваги «степных рыцарей».
Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей. А.С. Пушкин «Казак», «Был и я среди донцов», «Дон». М.Ю. Лермонтов «Черкесы», «Два сокола», «Казачья колыбельная песня», «О чем ты думаешь, казак?». И.А. Бунин «Ковыль». М.И. Цветаева «Дон» и др.
Донские поэты и писатели о родной земле. А.В. Софронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон», «Посвящение Дону», «Откуда Дон берёт начало.». А.Г. Гарнакерьян. «А у нас на солнечном Дону», «От облаков и солнца стала..» и др..
Русские поэты и писатели на Дону. Пушкин и др. на Дону.
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Работа в журналах. Чехов - репортер. Периодизация творчества Чехова.
Юмористические рассказы А. Чехова. Новый тип рассказа. Пародийность ранних рассказов. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе.
Художественное совершенство рассказов Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Поздние рассказы.
Драматургия Чехова. «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр.
Для чтения и изучения. Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Толстый и тонкий» (2-3 произведения на выбор).
Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня сни-лась»; Н.А. Келин «Какая странная судьба», «Убегают думы на далёкий север…», «Я пою беспредельность…», «У Дона», «Сын степей и равнин», «Верба»; П.С. Поляков «Господь послал мне в дар любовь…»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать»; Б.А. Кундрюцков «И дрожит в руке фуражка…»; А. Рогачев «Возвышение Андрея Рублёва». (2-3 стихотворения по выбору.)
Обобщение и повторение. Контрольная работа.
Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор). Основные мотивы, образы, художественные особенности творчества поэтов. Д. Доинский «Моя любовь - родная Дон-река»; В. Калмыков «Хороши на Дону вечера»; Н. Скребов «Горжусь тобою, Дон». А. Рогачев «Любимый Ростов»; А.В. Софронов Сб. стихов «Над Доном - рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвящение Дону»; Н.К. Доризо «Дон»; Е.А. Долматовский «Сенокос»; А.Г. Гарнакерьян «Весна идет»; И.Фролов «У Дона-реки».
Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор. Б. Изюмский «Море для смелых", М.А. Никулин «Погожая осень»; П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан» (фрагменты); А.А. Кондаков «Последний козырь». (1-2 произведения по выбору)
Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина. Повесть «Матерь человеческая». История создания повести. Изображение женщины в период войны. Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Образ главной героини как воплощение лучших черт русской женщины. Гуманизм повести. В.А.Закруткин «Подсолнух».
Очерк жизни и творчества А.В. Калинина. Обзор творчества. Повесть «Эхо войны». Гражданское осмысление трагических событий Великой Отечественной войны. Исследование автором феномена предательства. Подвиг русского народа.
М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.
Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.
Романы М. Шолохова. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Достоверность и историческая правдивость произведений.
Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. Главные герои и их судьбы в романе. «Судьба человека», «Наука ненависти»;
Обобщение и повторение. Контрольная работа.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.