2024-2025_26_02_05_51_22_1234-6217_plx_Родная литература
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Родная литература»
26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Родная литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Шевцова Т.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.03 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Родная литература»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Родная литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Ётка Т.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Родная литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- языковую культуру как общечеловеческую ценность; значимость чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

Уметь:

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний основные стилистические ресурсу лексики и фразеологии родного языка;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Родная литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Русский язык
 
- Психология общения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 22 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
22
22
В том числе: 
Лекционные занятия
22
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
22
22
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. 
 
Введение. 
Лекция (урок):

Основные направления изучения курса родной литературы. Место литературы Дона в мировой художественной культуре. Литература Дона и о Доне в контексте времени и культурного процесса в масштабах региона, страны, мира.

0,5
ОК 05.
 
Тема 1.1 Специфика донского фольклора
Лекция (урок):

Специфика донского фольклора. Устное народное творчество Дона. Казачьи песни. Воспевание родной реки Дон, выносливости, героизма и отваги «степных рыцарей».

1
ОК 05.
 
Тема 1.2 Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей
Лекция (урок):

Донские страницы в творчестве русских поэтов и писателей. А.С. Пушкин «Казак», «Был и я среди донцов», «Дон». М.Ю. Лермонтов «Черкесы», «Два сокола», «Казачья колыбельная песня», «О чем ты думаешь, казак?». И.А. Бунин «Ковыль». М.И. Цветаева «Дон» и др.

1
ОК 05.
 
Тема 1.3 Донские поэты и писатели о родной земле
Лекция (урок):

Донские поэты и писатели о родной земле. А.В. Софронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон», «Посвящение Дону», «Откуда Дон берёт начало.». А.Г. Гарнакерьян. «А у нас на солнечном Дону», «От облаков и солнца стала..» и др..

1
ОК 05.
 
Тема 1.4 Русские поэты и писатели на Дону. 
Лекция (урок):

Русские поэты и писатели на Дону. Пушкин и др. на Дону.

1
ОК 05.
 
Раздел 2. Раздел 2. Чехов А.П. (1860-1904)
 
Тема 2.1 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). 
Лекция (урок):

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Работа в журналах. Чехов - репортер. Периодизация творчества Чехова.

0,5
ОК 05.
 
Тема 2.2 Юмористические рассказы А. Чехова. 
Лекция (урок):

Юмористические рассказы А. Чехова. Новый тип рассказа. Пародийность ранних рассказов. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе.

1
ОК 05.
 
Тема 2.3 Художественное совершенство рассказов Чехова. 
Лекция (урок):

Художественное совершенство рассказов Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Поздние рассказы.

1
ОК 05.
 
Тема 2.4 Драматургия Чехова. 
Лекция (урок):

Драматургия Чехова. «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов.

1
ОК 05.
 
Теам 2.5 Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». 
Лекция (урок):

Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр.

Для чтения и изучения. Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Толстый и тонкий» (2-3 произведения на выбор).

1
ОК 05.
 
Раздел 3. 
 
Тема 3.1 Поэты казачьего зарубежья
Лекция (урок):

Н.Н. Туроверов «Искать я буду терпеливо», «Эти дни не могут повториться»; П.И. Туроверов «Мне белая сирень сегодня сни-лась»; Н.А. Келин «Какая странная судьба», «Убегают думы на далёкий север…», «Я пою беспредельность…», «У Дона», «Сын степей и равнин», «Верба»; П.С. Поляков «Господь послал мне в дар любовь…»; П.Ф. Крюков «Дон», «Песня казака», «Мать»; Б.А. Кундрюцков «И дрожит в руке фуражка…»; А. Рогачев «Возвышение Андрея Рублёва». (2-3 стихотворения по выбору.)

1
ОК 05.
 
Тема 3.2 Обобщение и повторение. Контрольная работа
Лекция (урок):

Обобщение и повторение. Контрольная работа.

0,5
ОК 05.
 
Раздел 4. 
 
Тема 4.1 Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор)
Лекция (урок):

Донская поэзия середины и второй половины ХХ века (обзор). Основные мотивы, образы, художественные особенности творчества поэтов. Д. Доинский «Моя любовь - родная Дон-река»; В. Калмыков «Хороши на Дону вечера»; Н. Скребов «Горжусь тобою, Дон». А. Рогачев «Любимый Ростов»; А.В. Софронов Сб. стихов «Над Доном - рекой», «Мы с тобою из Ростова», «Посвящение Дону»; Н.К. Доризо «Дон»; Е.А. Долматовский «Сенокос»; А.Г. Гарнакерьян «Весна идет»; И.Фролов «У Дона-реки».

1
ОК 05.
 
Тема 4.2 Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор
Лекция (урок):

Донская проза середины и второй половины ХХ века. Обзор. Б. Изюмский «Море для смелых", М.А. Никулин «Погожая осень»; П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан» (фрагменты); А.А. Кондаков «Последний козырь». (1-2 произведения по выбору)

1
ОК 05.
 
Тема 4.3 Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина
Лекция (урок):

Очерк жизни и творчества В. А. Закруткина. Повесть «Матерь человеческая». История создания повести. Изображение женщины в период войны. Судьба мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Образ главной героини как воплощение лучших черт русской женщины. Гуманизм повести. В.А.Закруткин «Подсолнух».

1
ОК 05.
 
Тема 4.4 Очерк жизни и творчества А.В. Калинина
Лекция (урок):

Очерк жизни и творчества А.В. Калинина. Обзор творчества. Повесть «Эхо войны». Гражданское осмысление трагических событий Великой Отечественной войны. Исследование автором феномена предательства. Подвиг русского народа.

1
ОК 05.
 
Раздел 5. 
 
Тема 5.1 М.А. Шолохов. 
Лекция (урок):

М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя.

1
ОК 05.
 
Тема 5.2 Трагический пафос «Донских рассказов». 
Лекция (урок):

Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

1
ОК 05.
 
Тема 5.3 «Тихий Дон». 
Лекция (урок):

«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

1
ОК 05.
 
Тема 5.4 Образ Григория Мелехова. 
Лекция (урок):

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

1
ОК 05.
 
Тема 5.5 Женские судьбы. Любовь на страницах романа. 
Лекция (урок):

Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

1
ОК 05.
 
Тема 5.6 Романы М. Шолохова. 
Лекция (урок):

Романы М. Шолохова. «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Достоверность и историческая правдивость произведений.

0,5
ОК 05.
 
Тема 5.7 Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. 
Лекция (урок):

Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне. Главные герои и их судьбы в романе. «Судьба человека», «Наука ненависти»;

1
ОК 05.
 
Тема 5.8 Обобщение и повторение. Контрольная работа
Лекция (урок):

Обобщение и повторение. Контрольная работа.

1
ОК 05.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Родная литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова Литература:учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - Академия, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Русская литература XIX-XX веков [Электронный ресурс]:учебно-методическое по-собие для студентов факультета СПО. - IPRbooks, 2016. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59127.htm 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.