ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Физика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о роли и месте физики в современной научной картине мира
Уметь:
- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; - владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
Иметь практический опыт:
- основополагающие физические понятия, закономерности, законы и теории;
Уметь:
- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач
Иметь практический опыт:
- основные методы научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент
Уметь:
- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
Иметь практический опыт:
часов
Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира.
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Механическое движение и его виды. Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь.
Пр.р. № 1. «Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».
Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение.
Пр.р. № 2. «Определение параметров движения при свободном падении тела».
Равномерное движение материальной точки по окружности
Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорость вращени
Основная задача динамики. Масса
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона
Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела.
Пр.р. № 3. «Движение тела под действием нескольких сил»».
Силы. Сила трения. Сила упругости.
Пр.р. № 4. «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
Применение законов Ньютона на примерах решения задач
Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса.
Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии
Закон сохранения импульса
Закон сохранения полной механической энергии.
Небесные координаты. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.
Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей.
Основные положения МКТ. Давление
Уравнение состояния идеального газа
Решение задач на тему: «Уравнение саостояния идеального газа»
Температура. Абсолютная шкала температур.
Изопроцессы. Газовые законы.
Графики изопроцессов.
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа.
Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
Тепловая машина. КПД тепловых двигателей
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Пр.р. № 5. Агрегатные состояния вещества
Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка
Контрольная работа за I семестр
Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды
Пр.р. № 6. Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Пр.р. № 7. Изучение последовательного соединения конденсаторов
Пр.р. № 8. Изучения параллельного соединения конденсаторов
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи
Пр.р. № 9. Последовательное и параллельное соединение резисторов
Пр.р. № 10. Работа и мощность тока
Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость
Пр.р. № 11. Полупроводниковые приборы
Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах
Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля
Пр.р. № 12. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
Пр.р. № 13. Исследование фоторезистора
Пр.р. № 14. Явление электромагнитной индукции.
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля
Колебательное движение. Виды колебательного движения
Пр.р. № 15. Изучение колебаний нитяного маятника
Свободные и вынужденные гармонические колебания
Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний
Вынужденные электромагнитные колебания.
Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн
Пр.р. № 16. Принципы радиосвязи
Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления
Построение изображения в собирающей линзе
Построение изображения в рассеивающей линзе
Модель атома резерфорда и Бора
Линейчатые спектры
Контрольная работа
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.