ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Материаловедение»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
Уметь:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Иметь практический опыт:
- источники информации, информационные технологии, современные средства поиска и анализа информации;
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
Иметь практический опыт:
- методы технической дефектоскопии;
Уметь:
- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей
Иметь практический опыт:
- ручной инструмент, станки и измерительный инструмент для изготовления деталей и ремонта на судне
- свойства материалов, используемых в производстве судов, включая металлы, полимеры, композитные материалы и керамику;
- технологии производства различных элементов и систем оборудования для судов, включая механическую обработку, литье, штамповку, сварку и термическую обработку
Уметь:
- пользоваться ручным и измерительным инструментом;
- пользоваться станками;
- изготавливать детали;
- выполнять ремонт машин и механизмов на судне
Иметь практический опыт:
- использования станков, ручного и измерительного инструмента;
- изготовления деталей и ремонта на судне
- информацию об принцип расчета напряжений в материалах
Уметь:
- проводить расчет напряжения в материалах и использовать износостойкие материалы
Иметь практический опыт:
часов
1. Вещества аморфные и кристаллические. Строение металлов. Кристаллизация металлов.
2. Дефекты кристаллического строения.
3. Свойства металлов
Практическая работа № 1. Ознакомление с методикой измерения твердости по Роквеллу и Бринеллю
1. Понятия о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов
2. Диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. Построение диаграммы двойных сплавов
3. Железо и его соединения с углеродом. Диаграмма состояния Fe – Fe3C (железо-цементит)
4. Характеристика диаграммы состояния железо-цементита, ее критические точки и линии
Практическое занятие № 2. Анализ диаграммы состояния железо-цементита
1. Определение и классификация видов термической обработки. Превращение в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Оборудование, применяемое при термической обработке. Влияние термической обработки на структуру и свойства материалов и сплавов
2. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация и азотирование стали и их применение на деталях судовых дизелей и вспомогательных механизмов. Структура и свойства металлов после химико-термической обработки
1. Общие требования, предъявляемые к конструкционным и эксплуатационным материалам. Классификация конструкционных материалов
2. Структура, свойства, маркировка по ГОСТ и применение серового, высокопрочного и ковкого чугунов
3. Углеродистые стали, их классификация и технические характеристики. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали. Применение углеродистых сталей в судостроении
4. Легированные стали, их классификация. Влияние легирующих компонентов на свойства стали. Маркировка и область их применения
Практическое занятие № 3. Изучение свойств, структуры чугунов
Практическое занятие № 4. Изучение структуры и свойств углеродистых сталей
Практическое занятие № 5. Определение марки стали методом пробы на искру
Практическое занятие № 6. Расшифровка марок черных металлов
1. Классификация сталей с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью.
2. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами.
3. Общая характеристика, свойства и классификация меди и медных сплавов: латуни и бронзы
1. Материалы, устойчивые к абразивному изнашиванию: свойства, классификация, маркировка и область применения
2. Антифрикционные материалы: их классификация, свойства, применение металлических и неметаллических материалов
3. Сущность явлений, происходящих в материалах в условиях эксплуатации
Практическое занятие № 7. Изучение структуры и свойств баббитов
1. Материалы с высокими упругими свойствами: классификация, состав, особенности термической обработки, свойства
2. Рессорно-пружинные стали
1. Сплавы на основе алюминия: свойства, классификация, маркировка, применение.
2. Сплавы на основе магния: свойства, классификация, маркировка, применение
1. Титан и сплавы на его основе. Свойства титана, общая характеристика и классификация титановых сплавов, особенности обработки
2. Бериллий и сплавы на его основе: общая характеристика, классификация, применение и особенности обработки
1. Коррозия металлов и ее виды. Химическая и электрохимическая коррозия, сущность процессов разрушения.
2. Основные способы защиты деталей машин и конструкций от коррозии. Особенности химического состава и свойств коррозионно-стойких материалов.
3. Коррозионно-стойкие материалы и покрытия.
4. Жаростойкие, жаропрочные и хладостойкие материалы
Практическое занятие № 8. Расшифровка марок цветных металлов
1. Простые и сложные пластмассы, их классификация, свойства, достоинства и недостатки. Применение в промышленности и на транспорте.
2. Каучук. Процесс вулканизации. Материалы на основе резины. Применение в судостроении
3. Древесина, ее основные свойства. Разновидности древесных материалов
1. Классификация материалов по магнитным характеристикам и свойствам
2. Низко и высоко частотные магнитно-мягкие материалы
3. Магнитно-твердые материалы
Классификация, маркировка и свойства материалов с особыми тепловыми свойствами
1. Классификация материалов с особыми электрическими свойствами
2. Материалы с высокой электрической проводимостью, полупроводниковые материалы, диэлектрики
1. Материалы для режущих инструментов. Классификация, марки, область применения
2. Стали для измерительных инструментов. Классификация, марки, область применения
Классификация, обозначение, состав и основные свойства сталей для обработки деталей давлением
Получение изделий их порошков. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности
Композиционные материалы: классификация, строение, применение, свойства, достоинства и недостатки
1. Назначение и сущность литейного производства
2. Специальные виды литья
1. Сущность процесса обработки металлов давлением. Прокатка, волочение, прессование
2. Свободная ковка, горячая объемная штамповка, холодная штамповка
1. Методы обработки резанием.
2. Классификация металлорежущих станков, их характеристики
3. Точение. Устройство токарно-винторезного станка. Инструмент. Основные работы, выполняемые на токарных станках. Технологические процессы обработки
4. Сверление. Устройство вертикально-сверлильного станка. Инструмент, применяемый при сверлении
1. Классификация соединений, выполняемых при сборке машин и механизмов.
2. Методы осуществления разъемных и неразъемных соединений. Сварочное производство
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.