ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Электрооборудование судов»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
Иметь практический опыт:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
Иметь практический опыт:
- правила оформления документов и построения устных сообщений;
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;
Иметь практический опыт:
- техническую и рабочую документацию по электрооборудованию судов;
- обозначения судовых приводов, механизмов, систем и их элементов, элементы судовых электрических средств;
- принципы построения и изображения электрических и простых электронных диаграмм и схем в соответствии с действующими стандартами;
Уметь:
- читать схемы судовых систем, а также электрические схемы
Иметь практический опыт:
- ведении технической документации;
- основные характеристики и состав судовых электростанций;
- устройство и принцип работы электрических машин постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы;
- устройство, принцип работы и назначение трансформаторов и преобразователей, их характеристики и режимы работы;
- устройство, принцип работы и область применения коммутационной и защитной аппаратуры;
- состав и устройство электрических распределительных щитов и электрических сетей;
- устройство, принцип работы судовых генераторов, основные принципы параллельной работы генераторов;
- устройство и принцип работы судового электронного оборудования и различных систем управления;
- устройство и принципы работы установок высокого напряжения;
- общее устройство, назначение, область применения электроизмерительных приборов и правила пользования ими;
- устройство и принцип работы аккумуляторов;
Уметь:
- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;
- производить пуск, распределение нагрузки, ввод в параллельную работу генераторов, снятие, а также перевод нагрузки с одного генератора на другой;
- определять техническое состояние генераторов, устранять возникающие дефекты в генераторах;
- определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;
- производить параметрический контроль технического состояния судового электрооборудования и средств автоматики с использованием измерительного комплекса, а также использовать контрольно-измерительные приборы для контроля параметров главных и вспомогательных двигателей и связанных с ними вспомогательных механизмов и систем;
- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов;
- производить электрические измерения;
Иметь практический опыт:
- технической эксплуатации электрических и электронных систем, генераторов, устройств распределения электрической энергии, систем защит и контроля, судовых насосов и котлов;
- характерные судового электрооборудования и способы их устранения;
- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;
Уметь:
- квалифицированно осуществлять подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта;
Иметь практический опыт:
- эксплуатацию всех систем внутрисудовой связи
Уметь:
Иметь практический опыт:
- работы с системами внутрисудовой связи
Базовая конфигурация и принципы работы следующего электрического, электронного и контрольного оборудования:
1. электрическое оборудование:
- генераторные и распределительные системы
- подготовка и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой
- электромоторы, включая методологии их пуска
- высоковольтные установки
- последовательные контрольные цепи и связанные с ними системные устройства
2. электронное оборудование:
- характеристики базовых элементов электронных цепей
- схема автоматических и контрольных систем
- функции, характеристики и свойства контрольных систем для отдельных механизмов, включая органы управления главной двигательной установкой и автоматические органы управления паровым котлом
Уметь:
Иметь практический опыт:
- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием
- техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока
- конструкция и работа электрического контрольно-измерительного оборудования
Функционирование и рабочие испытания следующего оборудования и его конфигурация:
1. системы слежения
2. устройства автоматического управления
3. защитные устройства
Уметь:
- обнаруживать неисправности в электроцепях, устанавливать места неисправностей и применять меры по предотвращению повреждений
- читать электрические и простые электронные схемы
Иметь практический опыт:
часов
Предмет, его задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами и порядок изучения
Состави назначение судовогоэлектрооборудования,
Технологическиеособенности работы,основные требования ксудовомуэлектрооборудованию.
Современное состояниеи перспективыразвития судовогоэлектрооборудования.
Назначение и состав и структурная схема СЭЭС.Судовая электростанция. Назначение, режимы работы, потребители
Принцип действия, конструкция синхронных генераторов, явнополюсные и неявнополюсные генераторы; характеристики намагничивания; процесс самовозбуждения синхронных генераторов; электромагнитные процессы, происходящие в генераторе при его работе на холостом ходу и под нагрузкой; понятие о реакции якоря генератора; внешние характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке
Исследование синхронных генераторов
Щелочные аккумуляторы. Принцип действия, химические реакции, происходящие при заряде и разряде аккумуляторов; техническое обслуживание, техника безопасности при обслуживании. Кислотные аккумуляторы. Заряд и разряд. Сульфатация и устранение сульфатации
Исследованиеаккумуляторных батарей. Заряд и техническое обслуживание
Конструкция двигателей постоянного тока;Конструкция асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.Принцип действия, способы пуска и виды электрического торможения двигателя; механическая характеристика
Исследование способов управления электрическими двигателями
Однофазные трансформаторы, автотрансформаторы, измерительные трансформаторы
Трехфазные трансформаторы, специальные трансформаторы
Судовые распределительные устройства.
Аппаратура автоматического управления и защиты. Защита по перегрузке, защита от короткого замыкания, защита генератора от обратной мощности, защита от падения напряжения, нулевая защита
Включениегенераторов напараллельную работу.
Распределениеактивных и реактивныхнагрузок между
Параллельноработающимисинхронными
генераторами. Способвыравнивания
реактивных нагрузок
Системы распределения электрической энергии
на судах. Судовые распределительные устройства. Главный распределительный щит ГРЩ; распределительные силовые щиты РЩ; щиты освещения; ЩПБ – щит питания с берега; зарядный щит и АРЩ – аварийный распределительный щит. Конструкция, техническое обслуживание, ремонт
на судах
Виды и типы судовых светильников. Нормы освещенности. Принцип работы ламп накаливания и ламп холодного свечения. Светильники ДРЛ. Ремонтное и аварийное освещение. Наружное освещение и специальное освещение трюмов. Переносное ремонтное освещение. Освещение при работе в топливных танках. Заземление
Основы теории электропривода, электромагнитный и статический моменты, уравнение движения электропривода; механические характеристики электропривода и механизмов; статическая и динамическая устойчивость работы электропривода; реле и контакторы; магнитные станции и контроллеры
Способы пуска двигателей постоянного и переменного тока
Основные требования к работе рулевого привода, Основные элементы схемы, ремонт и способы настройки аксиометров, рулевых указателей. Понятие работы рулевой машины в автоматическом режиме. Схема пуска в ход привода рулевой машины
Электрическая схема компрессора пускового воздуха
Шпили, брашпили, швартовные лебедки, используемые на морских судах. Требования Регистра, ПТЭ. Пуск в ход, настройка и ремонт агрегатов и электрических систем управления
Электрическая схема грузовой лебедка типа ЛЭ. Особенности работы грузовой лебедки, чтение схемы. Правила эксплуатации и ремонт
Принцип действия сельсинов, их работа в индикаторном и трансформаторном режиме. Принцип действия машинного телеграфа и его схема. Принцип действия рулевого телеграфа, аксиометров. Применение сельсинов в качестве репитеров
Требования противопожарной защиты морских судов. Схема пожарной сигнализации судна.Требования ПТЭ к системам пожарной сигнализации
Нормы сопротивления изоляции судового электрооборудования; правила замера изоляции силового электрооборудования, сети освещения и слаботочного электрооборудования. Способы повышения сопротивления изоляции
Принцип действия телефонов парной связи, их настройка и ремонт. Телефоны бытовой обиходной связи, станции телефонной связи и их эксплуатация
Техника безопасности при эксплуатации судового электрооборудования
Электрическая рулевая машина
Изучение устройства магнитных пускателей
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.