2024-2025_26_02_05_51_22_1234-6217_plx_Электрооборудование судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.05 – Раздел 1.04 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.04 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Электрооборудование судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Дубина А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрооборудование судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- методы работы в профессиональной и смежных сферах;

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила оформления документов и построения устных сообщений;

Уметь:

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техническую и рабочую документацию по  электрооборудованию судов;

- обозначения судовых приводов, механизмов, систем и их элементов, элементы судовых электрических средств;

- принципы построения и изображения электрических и простых электронных диаграмм и схем в соответствии с действующими стандартами;

Уметь:

- читать схемы судовых систем, а также электрические схемы

Иметь практический опыт:

- ведении технической документации;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные характеристики и состав судовых электростанций;

- устройство и принцип работы электрических машин постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы;

- устройство, принцип работы и назначение трансформаторов и преобразователей, их характеристики и режимы работы;

- устройство, принцип работы и область применения коммутационной и защитной аппаратуры;

- состав и устройство электрических распределительных щитов и электрических сетей;

- устройство, принцип работы судовых генераторов, основные принципы параллельной работы генераторов;  

- устройство и принцип работы судового электронного оборудования и различных систем управления;

- устройство и принципы работы установок высокого напряжения;

- общее устройство, назначение, область применения электроизмерительных приборов и правила пользования ими;

- устройство и принцип работы аккумуляторов;

Уметь:

- включать электротехнические машины, приборы, аппараты, управлять ими и контролировать их исправную и безопасную работу;

- производить пуск, распределение нагрузки, ввод в параллельную работу генераторов, снятие, а также перевод нагрузки с одного генератора на другой;

- определять техническое состояние генераторов, устранять возникающие дефекты в генераторах;

- определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;

- производить параметрический контроль технического состояния судового электрооборудования и средств автоматики с использованием измерительного комплекса, а также использовать контрольно-измерительные приборы для контроля параметров главных и вспомогательных двигателей и связанных с ними вспомогательных механизмов и систем;

- осуществлять проверки, техническое обслуживание, поиск неисправностей и ремонт электрического и электронного оборудования главного распределительного щита и аварийного распределительного щита, электродвигателей и генераторов;

- производить электрические измерения;

Иметь практический опыт:

- технической эксплуатации электрических и электронных систем, генераторов, устройств распределения электрической энергии, систем защит и контроля, судовых насосов и котлов;

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- характерные судового электрооборудования и способы их устранения;

- инструмент, оборудование, оснастку и материалы для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;

Уметь:

- квалифицированно осуществлять подбор инструмента, материала и запасных частей для проведения ремонта;

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию всех систем внутрисудовой связи

Уметь:

Иметь практический опыт:

- работы с системами внутрисудовой связи

К 1.3 Использование систем внутрисудовой связи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Базовая конфигурация и принципы работы следующего электрического, электронного и контрольного оборудования:

1. электрическое оборудование:

- генераторные и распределительные системы

- подготовка и пуск генераторов, их параллельное соединение и переход с одного на другой

- электромоторы, включая методологии их пуска

- высоковольтные установки

- последовательные контрольные цепи и связанные с ними системные устройства

2. электронное оборудование:

- характеристики базовых элементов электронных цепей

- схема автоматических и контрольных систем

- функции, характеристики и свойства контрольных систем для отдельных механизмов, включая органы управления главной двигательной установкой и автоматические органы управления паровым котлом

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием

- техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока

- конструкция и работа электрического контрольно-измерительного оборудования

Функционирование и рабочие испытания следующего оборудования и его конфигурация:

1. системы слежения

2. устройства автоматического управления

3. защитные устройства

Уметь:

- обнаруживать неисправности в электроцепях, устанавливать места неисправностей и применять меры по предотвращению повреждений

- читать электрические и простые электронные схемы  

Иметь практический опыт:

К 1.7 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Электрооборудование судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электротехника и электроника
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 42 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
42
42
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Электроэнергетические системы судна
 
Тема 1.1 Введение
Лекция (урок):

Предмет, его задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами и порядок изучения

Состави назначение судовогоэлектрооборудования,

Технологическиеособенности работы,основные требования ксудовомуэлектрооборудованию.

Современное состояниеи перспективыразвития судовогоэлектрооборудования.

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.2 Введение
Лекция (урок):

Назначение и состав и структурная  схема СЭЭС.Судовая электростанция. Назначение, режимы работы, потребители

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Принцип действия, конструкция синхронных генераторов, явнополюсные и неявнополюсные генераторы; характеристики намагничивания; процесс самовозбуждения синхронных генераторов;  электромагнитные процессы, происходящие в генераторе при его работе на холостом ходу и под нагрузкой; понятие о реакции якоря генератора; внешние характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.3 Судовые источники электрической энергии
Практическое занятие:

Исследование синхронных генераторов

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Щелочные аккумуляторы. Принцип действия, химические реакции, происходящие при заряде и разряде аккумуляторов; техническое обслуживание, техника безопасности при обслуживании. Кислотные аккумуляторы. Заряд и разряд. Сульфатация и устранение сульфатации

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.4 Аккумуляторные батареи. Заряд и техническое обслуживание
Практическое занятие:

Исследованиеаккумуляторных батарей. Заряд и техническое обслуживание

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Конструкция двигателей постоянного тока;Конструкция асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.Принцип действия, способы пуска и виды  электрического торможения двигателя; механическая характеристика

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 1.5 Электрические двигатели постоянного и переменного тока
Практическое занятие:

Исследование способов управления электрическими двигателями 

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4.
 
Тема 1.6 Судовые трансформаторы
Лекция (урок):

Однофазные трансформаторы, автотрансформаторы, измерительные трансформаторы

Трехфазные трансформаторы, специальные трансформаторы

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 2. Системы распределения электрической энергии на судах
 
Тема 2.1 Системы распределения электрической энергии на судах

Лекция (урок):

Судовые распределительные устройства.

Аппаратура автоматического управления и защиты. Защита по перегрузке, защита от короткого замыкания, защита генератора от обратной мощности, защита от падения напряжения, нулевая защита

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.2 Параллельная работа генераторов
Лекция (урок):

Включениегенераторов напараллельную работу.

Распределениеактивных и реактивныхнагрузок между

Параллельноработающимисинхронными

генераторами. Способвыравнивания

реактивных нагрузок

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.3 Системы распределения электрической энергии на судах

Лекция (урок):

Системы распределения электрической энергии

на судах. Судовые распределительные устройства. Главный распределительный щит ГРЩ; распределительные силовые щиты РЩ; щиты освещения; ЩПБ – щит питания с берега; зарядный щит и АРЩ – аварийный распределительный щит. Конструкция, техническое обслуживание, ремонт

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.3 Системы распределения электрической энергии

на судах

Практическое занятие:Изучение однолинейной схемы распределения нагрузки
2
К 1.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 2.4 Освещение и электрическое отопление
Лекция (урок):

Виды и типы судовых светильников. Нормы освещенности. Принцип работы ламп накаливания и ламп холодного свечения. Светильники ДРЛ. Ремонтное и аварийное освещение. Наружное освещение и специальное освещение трюмов. Переносное ремонтное освещение. Освещение при работе в топливных танках.  Заземление

2
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Раздел 3. Судовые электроприводы
 
Лекция (урок):

Основы теории электропривода, электромагнитный и статический моменты, уравнение движения электропривода; механические характеристики электропривода и механизмов; статическая и динамическая устойчивость работы электропривода; реле и контакторы; магнитные станции и контроллеры

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.1 Теория привода. Аппаратура управления электроприводом
Практическое занятие:

Способы пуска двигателей постоянного и переменного тока

2
ОК 01.,ОК 02.,ПК 1.4.
 
Тема 3.2 Электропривод рулевой машины
Лекция (урок):

Основные требования к работе рулевого привода, Основные элементы схемы, ремонт и способы настройки аксиометров, рулевых указателей. Понятие работы рулевой машины в автоматическом режиме. Схема пуска в ход привода рулевой машины

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.3 Электрогидравлическая рулевая машина
Лекция (урок):Рулевая электрогидравлическая машина, принцип действия, схема рулевой машины
1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):Схема пуска и работы автоматизированной котельной установки типа КВА. Правила обслуживания
1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.4 Схема и алгоритм автоматизированной работы котельной установки
Лекция (урок):

Электрическая схема компрессора пускового воздуха

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.5 Электропривод ЯШМ на переменном токе
Лекция (урок):

Шпили, брашпили, швартовные лебедки, используемые на морских судах. Требования Регистра, ПТЭ. Пуск в ход, настройка и ремонт агрегатов и электрических систем управления

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 3.6. Электропривод грузового устройства
Лекция (урок):

Электрическая схема грузовой лебедка типа ЛЭ. Особенности работы грузовой лебедки, чтение схемы. Правила эксплуатации и ремонт

1
 
Раздел 4. Приборы управления, контроля, сигнализации и связи
 
Тема 4.1 Приборы синхронной связи: рулевые телеграфы, машинный телеграф, аксиометры
Лекция (урок):

Принцип действия сельсинов, их работа в индикаторном и трансформаторном режиме. Принцип действия машинного телеграфа и его схема. Принцип действия рулевого телеграфа, аксиометров. Применение сельсинов в качестве репитеров

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.2 Схема однолинейной пожарной сигнализации
Лекция (урок):

Требования противопожарной защиты морских судов. Схема пожарной сигнализации судна.Требования ПТЭ к системам пожарной сигнализации

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.3 Сопротивление изоляции судового электрооборудования и способы устранения ее понижения
Лекция (урок):

Нормы сопротивления изоляции судового электрооборудования; правила замера изоляции силового электрооборудования, сети освещения и слаботочного электрооборудования. Способы повышения сопротивления изоляции

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Принцип действия  телефонов парной связи, их настройка и ремонт. Телефоны бытовой обиходной связи, станции телефонной связи и их эксплуатация

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.4 Судовая связь: парная связь, тифоны, беспроводная связь
Лекция (урок):

Техника безопасности при эксплуатации судового электрооборудования

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
Тема 4.6 Электропривод рулевой машины, требования Регистра к рулевому приводу

Электрическая рулевая машина

Лекция (урок):

Изучение устройства магнитных пускателей

1
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрооборудование судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Ф.Бурков Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Ю.Г.Дейнего Судовой механик.Технический минимум+СД на русском и английском языках:Учебник . - МОРКНИГА, 2018. - 
 
3. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие. - ТЭС, 2018. - 
 
4. М.А.Сюбаев Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. - 
 
5. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.С.Ефимов Основы электротехники, электрооборудование судов и элементы судовой автоматики:Методическое пособие. - Копицентр, 2015. - 
 
2. Малышева Л.А.  Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели :Учебное пособие. - ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2016. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Е.В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.