2024-2025_26_02_06_51_22_1234-6217_plx_История
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
26.02.06 – БП.06 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – БП.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Серегин Н.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – БП.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- об истории России и человечества в целом, об общем и особенном в мировом историческом процессе

Уметь:

- владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- об истории России и человечества в целом, об общем и особенном в мировом историческом процессе

Уметь:

- вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. Восточные цивилизации
 
Введение
Лекция (урок):

История как наука, её цели, задачи и значение для будущих специалистов морского флота.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.1 Древний мир и Древний Восток
Лекция (урок):

1. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами.

2. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

3. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения.

4. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
 
Тема 2.1 Рождение древних античных цивилизаций
Лекция (урок):

1. Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.

2. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
 
Тема 3.1 Страны Западной Европы в раннее средневековье
Лекция (урок):

1. Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Хронологические рамки западного Средневековья.

2. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).Великое переселение народов и его исторические результаты.

3. Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции.

4. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Византийская империя, восточнохристианский и исламский мир
Лекция (урок):

1. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

2. Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник.

3. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству. Россия в XVI – XVII веках
 
Тема 4.1 Восточные славяне: происхождение и основные занятия
Лекция (урок):

1. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

2. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.

3. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная

жизнь.

4. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья
Лекция (урок):

«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Правление святого князя Владимира, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси
Лекция (урок):

1. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

2. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

3. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.4 Княжества в период политической раздробленности Руси
Лекция (урок):

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.5 Татаро-монгольское нашествие на Русь. Святой князь Александр Невский
Лекция (урок):

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Образо-вание Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.

ское устройство. ОК 2 Нашествие Батыя на Русь.Русь под властью Золотой Орды.

Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.6 Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III
Лекция (урок):

Восстановление экономического уровня после нашествия монголотатар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой. Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

3
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.7 Правление Ивана Грозного. Опричнина
Лекция (урок):

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.8 Смутное время
Лекция (урок):

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. В.Шуйский.

В.Шуйский. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.9 Первые Романовы. «Священство и царство»
Лекция (урок):

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Правление Михаила Федоровича.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.10 «Бунташный век»
Лекция (урок):

Городские восстания середины XVII столетия.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Социальные волнения на протяжении XVII века.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. Страны Запада и Востока в XVI — XVIII вв.
 
Тема 5.1 Великие географические открытия
Лекция (урок):

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Географические открытия. Э.Мореплаватель, Б. Диаш, В.да Гамма, Ф. Магеланн, Х.Колумб, А. Веспучи. Последствия Великих географических открытий.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.2 Государство и общество стран Западной Европы в ХУП веке. Начало промышленного переворота
Лекция (урок):

Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.3 Революции в Европе 18 век. Государство США
Лекция (урок):

Революция во Франции: причины, ход, последствия. Война за независимость североамериканских колоний. Образование нового государства – США.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.4 Страны Востока в ХУП веке
Лекция (урок):

Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 6. Россия в конце XVII - начале Х1Х века
 
Тема 6.1 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в ХУП веке
Лекция (урок):

Первая женщина на российском престоле. Изменение во внутренней политике – назначение на должности по умению и уму.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.2 Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. Создание Российского флота и его первые успехи
Лекция (урок):

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

возглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.3 Дворцовые перевороты (1725-1762гг.)
Лекция (урок):

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. И воцарение Екатерины II.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. И воцарение Екатерины II.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.4 «Просвещённый абсолютизма» Екатерины П
Лекция (урок):

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.5 Павел 1
Лекция (урок):

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Манифест о трехдневной барщине. Поворот во внешней политике. Походы А.В. Суворова.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Контрольная работа за 1 семестр
Лекция (урок):

Контрольная работа за 1 семестр.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.6 Александр I: трагедия реформаторства. Отечественная война 1812 года
Лекция (урок):

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм.

Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, план сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации
 
Тема 7.1 Промышленный переворот и становление индустриального Запада
Лекция (урок):

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
 
Тема 8.1 Особенности и пути модернизации государств Азии и Востока в Х1Х веке
Лекция (урок):

Пути и модели развития, освободившиеся страны в современном мире, Япония. Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, страны Африки.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 9. Российская империя в Х1Х веке
 
Тема 9.1 Движение декабристов
Лекция (урок):

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.2 Россия при Николае I
Лекция (урок):

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов. «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. Теория официальной народности Ф.Ф. Уварова.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, её герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.3 Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права
Лекция (урок):

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. И его последствия. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.4 Патриархальное правление Александра III
Лекция (урок):

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 10. От новой истории к новейшей. Россия на рубеже веков
 
Тема 10.1 Николай П. Страна и люди в процессе модернизации. Русско-японская война
Лекция (урок):

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX – XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модер-низации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм».

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.2 Первая русская революция
Лекция (урок):

Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Становление российского парламентаризма. Создание первой Государственной Думы. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Третьиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.3 Столыпинская аграрная реформа
Лекция (урок):

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.4 Героический подвиг Г.Я. Седова
Лекция (урок):

Поход в музей и рассказ о его обучении морскому делу.

Подготовка экспедиции.

Поход Г.Я. Седова к южному полюсу.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.5 Россия в первой мировой войне
Лекция (урок):

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Россия в системе военно-политических союзов начала XX века. Международный кризис 1914 г. И вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914 – 1917 гг. Нарастание социально – экономических и политических противоречий. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.6 Год 1917 – от февраля к октябрю
Лекция (урок):

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Причины и ход революции. Провозглашение России республикой. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»?

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.7 Гражданская война и интервенция
Лекция (урок):

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Ход Гражданской войны, итоги. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 11. От Новой истории к Новейшей. Страны Европы, США и стран Востока в начале XX века
 
Тема 11.1 Европа и США в 1 пол. XX вв.
Лекция (урок):

Мировой экономический кризис. Экономическое развитие государств Европы в период кризиса.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 11.2 Страны Азии и Африки в 1 пол. XX вв.
Лекция (урок):

Политическое и экономическое развитие стран Азии и Африки.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 12. Межвоенный период (1918-1939 гг.)
 
Тема 12.1 Политика «военного коммунизма»
Лекция (урок):

«Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация?

Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 12.2 Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР
Лекция (урок):

Кризис «военного коммунизма». Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Переход к политике нэпа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа. Причины свертывание нэпа. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Коллективизация: цели, методы, результаты. Ее социальные и экономические последствия. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 12.3 Первые советские «пятилетки». Индустриализация и коллективизация страны
Лекция (урок):

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация.

Причины свертывания нэпа. Индустриализация.

Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 12.4 Тоталитарный режим (1934-1939гг) СССР
Лекция (урок):

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы.

Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности.

Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 13. Вторая мировая война
 
Тема 13.1 Начало второй мировой войны
Лекция (урок):

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта.

Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз.

ем в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Лендлиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий.

Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 13.2 СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.
Лекция (урок):

Нападение Германии и её союзников на СССР. Великая Отечественная война: основные этапывоенных действий.

Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Приказ № 270.

Военно стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 13.3 Переломные сражения 1943 года. Наступление советских войск в 1944-1945 гг.
Лекция (урок):

Блокада Ленинграда. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летнеосенней кампании 1943 г. Советский тыл в годы войны.

Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море). Морской конвой в Арктике. Участие моряков в защите Севастополя. Война на море (на Балтике, в Черном море).

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Прорыв блокады Ленинграда. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

4
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 13.4 Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии. Уроки Великой Победы
Лекция (урок):

Участие СССР в военных действиях против Японии. Решающая роль СССР в разгроме нацизма.

Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Контрольная работа «Великая Отечественная война»
Лекция (урок):

Устный опрос, письменные задания.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 14. Соревнование социальных систем
 
Тема 14.1 Попытка послевоенной модернизации международных отношений. Начало «холодной войны»
Лекция (урок):

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.
 
Тема 15.1 Страна в середине 40-х и 50-х гг.

Лекция (урок):

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

0,5
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 15.2 Варианты послесталинского развития. Правление Н.С.Хрущева

Лекция (урок):

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 15.3 ХХ съезд КПСС – исторические повороты в развитии государства и общества
Лекция (урок):

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 15.4 Эпоха «застоя». Трансформация политического режима
Лекция (урок):

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 15.5 СССР в период правления Ю.В. Андропова и К.У. Черненко
Лекция (урок):

Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Заключительный этап «холодной войны».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 15.6 Перестройка и её предыстория. Нарастание внутриполитического кризиса и дезинтеграция СССР
Лекция (урок):

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ - ХХ1 веков. Современный мир
 
Тема 16.1 «Гласность» и «революция умов»
Лекция (урок):

Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 16.2 Становление новой российской государственно-правовой системы
Лекция (урок):

События августа 1991 года. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 16.3 Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
Лекция (урок):

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков.  История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - «Академия, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2020. - 
 
2. Карпачев С.П. История России:учеб. Пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
3. Крамаренко Р.А. История России:учеб. пособие для СПО. - Юрайт, 2021. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.