ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Обществознание (включая экономику и право)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- базовый понятийный аппарат социальных наук
Уметь:
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов
Иметь практический опыт:
- об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире
Уметь:
- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Иметь практический опыт:
- о методах познания социальных явлений и процессов
Уметь:
- оценивать социальную информацию, выполнять поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Иметь практический опыт:
часов
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта и субъекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО
Двойственная природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Потребности, способности и интересы.
Понятие о культуре. Значение культуры в общественной жизни. Духовная и материальная культура. Культура народная, массовая и элитарная. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Религия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Искусство. Виды искусств. Роль морали, религии и искусства в жизни людей
Общество как сложная динамическая система. Основные институты общества, их функции. Многовариативность общественного развития (типы обществ). Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Глобальные проблемы человека
Социальная роль. Многовариативность социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности
Понятие социальной стратификации. Виды и типы социальной мобильности. Социализация индивида.
Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Семья и брак. Социализация индивида
Виды социальных норм и санкций. Социальный контроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальный конфликт. Причины возникновения и пути разрешения социальных конфликтов.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. Типы экономических систем.
Спрос и предложение. Их факторы. Издержки, выручка, прибыль. Роль фирм в экономике. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Деньги. Банковская система и Роль центрального банка. Инфляция, её виды, причины возникновения. Налоги. Функции государства в экономике.
Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, причины и последствия. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход.
Особенности современной экономики России. Экономические институты. основные проблемы экономики России и её регионов. Россия в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы.
Понятие власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Функции государства. Типология политических режимов. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения, их классификация.
Понятие и сущность избирательного права. Особенности избирательной компании Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права. Формы права. Действие нормативных актов.
Конституционное право как отрасль российского права. Виды власти. Понятие гражданства.
Судебная система Российской Федерации. Обязанность защиты Отечества.
Гражданское право и гражданские правоотношения. Административное право. Семейное право. Трудовое право.
Роль правосознания в повседневной жизни индивида. Определение правотворчества, его цель и способы реализации.
Права человека. Международные нормативные акты по правам человека. Конвенция ООН о правах человека.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.