2024-2025_26_02_03_52_21_12345-6217_plx_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.03 – ОП.02. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.02. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Математика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые энергетические установки
 
- Технические средства судовождения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
42
42
В том числе: 
Лекционные занятия
30
30
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
3
3
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Статика
 
1.1

Основные понятия и определения статики

Лекция (урок):

1 Основные понятия статики

2 Материальная точка, абсолютно твердое тело.

3 Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.

4 Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей

1
ОК 02.
 
Лекция (урок):1 Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие

2 Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.

3 Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.

4 Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах

5 Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.

2
ОК 02.
 
1.2

Плоская система сходящихся сил

Практическое занятие:Практическая работа №1.

Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами

1
ОК 02.
 
Лекция (урок):1 Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.

2 Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.

3 Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

4 Определения реакций опор и моментов защемления.

3
ОК 02.
 
1.3

Плоская система произвольно

расположенных сил

Практическое занятие:Практическая работа №2.

Определение опорных реакций балок

1
ОК 02.
 
1.3 Плоская система произвольно расположенных сил
Самостоятельная работа:Определение реакции связей

Зависимость  между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки

0,5
ОК 02.
 
Лекция (урок):1 Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.

2 Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.

2
ОК 02.
 
1.4

Центр тяжести

Практическое занятие:Практическая работа №3.

Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.

1
ОК 02.
 
Раздел 2. Кинематика
 
2.1

Кинематика точки

Лекция (урок):1 Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

2 Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.

3 Частные случаи движения точки

1
ОК 02.
 
Лекция (урок):1 Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси.

1
ОК 02.
 
2.2

Простейшие

движения твердого тела

Практическое занятие:

Практическая работа №4.

Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела

1
ОК 02.
 
Раздел 3. Динамика
 
Тема 3.1

Основные понятия динамики. Работа и  мощность

Лекция (урок):1 Задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.  

2 Зависимость между массой и силой тяжести

3 Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении

4 Мощность. Коэффициент полезного действия

1
ОК 02.
 
3.2

Законы динамики

мощность

Лекция (урок):1 Законы количества движения и энергии. Уравнение динамики 
1
ОК 02.
 
3.2

Законы динамики

Практическое занятие:

Практическая работа №5.

Решение задач с применением общих теорем динамики

2
ОК 02.
 
2.1, 2.2 , 3.1, 3.2

Самостоятельная работа:Способы передачи вращательного движения, решение задач

Кинетическая энергия. Моменты инерции

0,5
ОК 02.
 
Раздел 4. Сопротивление  материалов
 
Лекция (урок):1 Основные задачи сопротивления материалов. Деформации

2 Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние

3 Метод сечений. Механические напряжения

4 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение

5 Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука

6 Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность

2
ОК 02.
 
4.1

Основные положения. Растяжение и сжатие

Практическое занятие:

Практическая работа №6.

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений 

2
ОК 02.
 
4.2

Кручение

Лекция (урок):1 Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.

2 Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении  

3 Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу

2
ОК 02.
 
4.2 Кручение
Практическое занятие:

Практическая работа №7.

Расчёт на прочность при кручении

2
ОК 02.
 
4.3

Изгиб

Лекция (урок):1 Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.

2 Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.

3 Расчёты на прочность  при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.

4
ОК 02.
 
4.3

Изгиб

Практическое занятие:

Практическая работа №8.

Расчёт балок на прочность при  изгибе

2
ОК 02.
 
4.1-4.3
Самостоятельная работа:4.1 Расчёт на прочность при растяжении и сжатии

4.2 Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении

4.3 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе.

4.3 Понятие о касательных напряжениях

1
ОК 02.
 
Раздел 5. Детали машин и механизмов
 
5.1

Основные

Понятия и определения

Лекция (урок):1 Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица, классификация деталей и машин

2 Требования к машинам и деталям

3 Кинетические цеп и пары

4 Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация

1
ОК 02.
 
5.2

Соединения деталей машин

Лекция (урок):1 Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые
1
ОК 02.
 
5.3

Общие сведения о передачах. Механические передачи

Лекция (урок):1 Классификация передач.  Принцип работы и назначение

2 Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация

6
ОК 02.
 
5.4

Валы и оси. Подшипники, муфты

Лекция (урок):1 Конструктивные формы осей и валов. Подшипники скольжения и качения. Значение и классификация.

2 Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты

2
ОК 02.
 
5.1 - 5.4
Самостоятельная работа:Неразъёмные соединения. Расчет резьбовых соединений

Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей

Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие

1
ОК 02.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.