ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Механика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Основные понятия и определения статики
1 Основные понятия статики
2 Материальная точка, абсолютно твердое тело.
3 Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.
4 Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей
2 Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.
3 Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.
4 Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах
5 Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.
Плоская система сходящихся сил
Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами
2 Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.
3 Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.
4 Определения реакций опор и моментов защемления.
Плоская система произвольно
расположенных сил
Определение опорных реакций балок
Зависимость между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки
2 Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.
Центр тяжести
Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.
Кинематика точки
2 Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.
3 Частные случаи движения точки
Простейшие
движения твердого тела
Практическая работа №4.
Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела
Основные понятия динамики. Работа и мощность
2 Зависимость между массой и силой тяжести
3 Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении
4 Мощность. Коэффициент полезного действия
Законы динамики
мощность
Законы динамики
Практическая работа №5.
Решение задач с применением общих теорем динамики
Кинетическая энергия. Моменты инерции
2 Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние
3 Метод сечений. Механические напряжения
4 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение
5 Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука
6 Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность
Основные положения. Растяжение и сжатие
Практическая работа №6.
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений
Кручение
2 Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении
3 Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу
Практическая работа №7.
Расчёт на прочность при кручении
Изгиб
2 Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.
3 Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.
Изгиб
Практическая работа №8.
Расчёт балок на прочность при изгибе
4.2 Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении
4.3 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе.
4.3 Понятие о касательных напряжениях
Основные
Понятия и определения
2 Требования к машинам и деталям
3 Кинетические цеп и пары
4 Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация
Соединения деталей машин
Общие сведения о передачах. Механические передачи
2 Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация
Валы и оси. Подшипники, муфты
2 Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты
Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей
Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.