2024-2025_26_02_03_52_21_12345-6217_plx_Судовые энергетические установки
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые энергетические установки»
26.02.03 – Раздел 1.13 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые энергетические установки»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.13 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые энергетические установки»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые энергетические установки» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые энергетические установки»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

задачи в области устройства и принципа действия элементов СЭУ

Уметь:

выбрать оптимальный способ решения задачи профессиональной деятельности;

демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач

Иметь практический опыт:

решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

современные средства поиска, анализа информации и информационные технологии для изучения устройства и принципа действия энергетических установок

Уметь:

анализировать информацию,использовать стандартные компьютерные программы

Иметь практический опыт:

использования средства поиска, анализа и интерпретации информации

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

методику и этапы планирования профессионального и личностного развития

Уметь:

реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие путём демонстрации способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

Иметь практический опыт:

планирования профессионального развития и личностного роста

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения

Уметь:

взаимодействовать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде

Иметь практический опыт:

общения в команде в период обучения и практики

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем; эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем; основные принципы несения безопасной машинной вахты; типичные неисправности судовых энергетических установок

Уметь:

вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятыепринципы и процедуры несения машинной вахты

Иметь практический опыт:

эксплуатации главных и вспомогательных двигателей

ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Знание личной безопасности и общественных обязанностей Знание способовпредотвращения пожара и

умение бороться с огнем итушить пожары

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Судовые энергетические установки» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Механика
 
- Инженерная графика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
56
56
В том числе: 
Лекционные занятия
40
40
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
7
7
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
63
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
Лекция (урок):

Состав судовой энергетической установки (СЭУ). Классификация СЭУ. Судовой валопровод

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Введение
Самостоятельная работа:

Судовой валопровод. Закрепить изученный на занятии теоретический материал

1
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Общее устройство и принцип действия судовых дизелей
Лекция (урок):

Общее устройство; основные понятия и определения; классификация; маркировка; способы осуществления рабочего цикла дизелей

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Конструктивные схемы остова; анкерные связи; фундаментная рама; рамовые подшипники; станина; рабочие цилиндры; крышки рабочих цилиндров.

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Остов дизеля
Практическое занятие:

№ 1.

Изучение конструкции деталей остова судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей. Поршни; крейцкопф; шатуны; коленчатый вал.

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.3 Механизм движения дизелей
Практическое занятие:

№ 2.

Изучение конструкции деталей механизма движения судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.4 Механизм газораспределения
Лекция (урок):

Конструктивные схемы механизма газораспределения судовых дизелей. Впускные, выпускные клапаны. Распределительные валы

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.4 Механизм газораспределения
Практическое занятие:

№ 3.

Изучение конструкции механизма газораспределения судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Назначение, состав и принцип действия агрегатов наддува и продувки судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.5 Агрегаты наддува и продувки судовых дизелей
Практическое занятие:

№ 4.

Изучение конструкции агрегатов наддува и продувки судовых дизелей

1
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Топливо для судовых дизелей. Системы топливоподачи. Топливные насосы высокого давления. Форсунки

4
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.6 Топливные системы дизелей
Практическое занятие:

№ 5.

Изучение топливных систем и топливной аппаратуры судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Используемое масло. Циркуляционные системы смазки. Канализация масла внутри дизеля. Смазка цилиндров

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.7 Системы смазки дизелей
Практическое занятие:

№ 6.

Изучение систем смазки судовых дизелей.

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Охлаждающая вода. Проточные и замкнутые системы охлаждения судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.8 Изучение систем смазки судовых дизелей
Практическое занятие:

№ 7.

Изучение систем охлаждения судовых дизелей

1
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Системы воздушного пуска судовых дизелей. Реверсирование судовых дизелей. Конструктивные схемы систем управления. Основы ДАУ судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

№ 8.

Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска судовых дизелей

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.9 Системы пуска и управления дизелей
Самостоятельная работа:

Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.
 
Тема 1.10 Процессы рабочего цикла дизелей
Лекция (урок):

Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты. Процесс газообмена в 4-х и 2-х тактных дизелях. Процесс сжатия. Процесс смесеобразования. Процесс сгорания. Процесс расширения газов

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.11 Энерго-экономические показатели работы дизеля
Лекция (урок):

Энергетические и экономические показатели работы двигателя. Наддув судовых дизелей. Тепловой баланс дизеля. Утилизация тепловых потерь. Тепловая и механическая напряженность дизеля

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.12 Динамика и уравновешенность дизеля
Лекция (урок):

Основы кинематики КШМ, силы и моменты, действующие в КШМ. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.12 Динамика и уравновешенность дизеля
Самостоятельная работа:

Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания. Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Судовые вспомогательные котельные и турбинные установки
 
Тема 2.1 Назначение, состав и принцип действия судовых вспомогательных и утилизационных котельных установок
Лекция (урок):

Судовые потребители пара. Состав судовых вспомогательных и утилизационных установок и принцип их действия; Классификация паровых котлов; характеристики и схемы основных типов судовых котлов

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Общая конструкция вспомогательных и утилизационных котлов; область их применения; назначение всех элементов. Системы судовых вспомогательных и утилизационных котлов

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Конструкция судовых вспомогательных и утилизационных котлов и их элементов и систем
Практическое занятие:

№ 9.

Изучение конструкции основных типов вспомогательных и утилизационных котлов и их арматуры

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Классификация турбин и область их применения; устройство и принцип действия турбин

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.3 Устройство, классификация и принцип действия паровых турбин
Самостоятельная работа:

Устройство, классификация и принцип действия паровых турбин. Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ

2
К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые энергетические установки» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Осипов О. В., Воробьев Б. Н.   Судовые дизельные двигатели [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО . - Лань, 2022. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book 
 
2. Белоусов Е.В.  Топливные системы современных дизельных, газодизельных и газовых транспортных двигателей внутреннего сгорания:Учебник. - Лань, 2022. - 
 
3. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
4. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
5. Султанов, А.М.  Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Беляев И.Г., Глотов Ю.Г., Семченко В.А.   Дизельные автоматизированные установки морских судов:. - Транспорт, 1995. - 
 
2. Ю.Г. Беляев, В.А. Семченко Судовые вспомогательные пароэнергетические установки и их эксплуатация:Учебник . - Транспорт, 1995. - 
 
3. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г.  Эксплуатация судовых энергетических установок:. - Транспорт, 1995. - 
 
4. Берке Е.В., Семченко В.А.  Системы управления судовыми дизельными установками:Учебное пособие. - СКНЦ ВШ, 2006. - 
 
5. Султанов А.М. Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.