2024-2025_26_02_03_52_21_12345-6217_plx_Электрооборудование судов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.03 – Раздел 1.17 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.17 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электрооборудование судов»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Электрооборудование судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрооборудование судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- судовые электрические машины и трансформаторы, их устройство, характеристики и режимы работы

Уметь:

- обеспечивать техническую эксплуатацию электрооборудования

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовую связь и  сигнализацию

- структуру судовой автоматизированной электроэнергетической системы

- судовые системы контроля нагрузки и сигнализации

Уметь:

- обеспечивать техническую эксплуатацию электрооборудования

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования Конвенции ПДНВ-78 (с поправками) в отношении судовождения на уровне эксплуатации

Уметь:

- обеспечивать техническую эксплуатацию электрооборудования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования Конвенции ПДНВ-78 (с поправками) в отношении судовождения на уровне эксплуатации

Уметь:

- обеспечивать техническую эксплуатацию электрооборудования

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно

Уметь:

- действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования РРР к судовому электрооборудованию

- требования Конвенции ПДНВ-78 (с поправками) в отношении судовождения на уровне эксплуатации

Уметь:

- обеспечивать техническую эксплуатацию электрооборудования

- выполнять правила технической эксплуатации

- проводить противопожарные мероприятия при эксплуатации судового электрооборудования

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования РРР к судовому электрооборудованию

Уметь:

- выполнять правила техники безопасности

Иметь практический опыт:

К 6.11 Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Электрооборудование судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электроника и электротехника
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технические средства судовождения
 
- Учебная практика
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Лабораторные занятия
8
8
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Судовые электрические машины
 
Введение
Лекция (урок):

Общие сведения о дисциплине, перспективы развития, задачи, место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими дисциплинами 

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 1.1 Электрические машины постоянного токаи и трансформаторы

Лекция (урок):

Конструкция и принцип действия, классификация  машин постоянного тока

Генераторы постоянного тока. Двигатели  постоянного тока

Однофазные трансформаторы, автотрансформаторы

Трехфазные трансформаторы, специальные трансформаторы

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Устройство и принцип действия. КПД,

Пуск двигателей. Регулирование частоты вращения, реверс и торможение асинхронных двигателей

Устройство и принцип действия синхронных машин. Синхронные генераторы. Синхронные двигатели

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 1.2 Асинхронные электродвигатели и синхронные электромашины

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Исследование электродвигателей

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Исследование трансформаторов

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 1.2 Асинхронные электродвигатели и синхронные электромашины

Самостоятельная работа:

Разнообразие синхронных электромашин

0,5
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 1.3 Асинхронные электродвигатели. Двигатели с улучшенными пусковыми свойствами.

Самостоятельная работа:

Двигатели с улучшенными пусковыми свойствами 

0,5
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Раздел 2. Судовые электроэнергетические системы

 
Тема 2.1 Электрические аппараты и электроизмерительные приборы.

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Исседование аппаратов защиты. Контакторов и магнитных пускателей

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 2.2 Источники и преобразователи электроэнергии.

Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Исследование аккумуляторных батарей. Соединение АКБ

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Лекция (урок):

Определение. Назначение.Классификация. Параллельная работа СГ.

Распределительные устройства СЭЭС. Главный распределительный щит. Системы распределения электроэнергии на судах. Типы сетей.Судовые кабели

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Включение синхронных генераторов на параллельную работу

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 2.3 Электростанции, электросети. Автоматизация СЭЭС

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Измерение сопротивления изоляции кабелей

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 2.3 Система самовозбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов.

Самостоятельная работа:

Цель: Ознакомиться со схемами самовозбуждения генераторов

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 2.4 Электрическое освещение и электронагревательные приборы

Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Исследование электрического освещения

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 2.5 Электрическое освещение и электронагревательные приборы. Коммутаторы сигнально-отличительных огней.

Самостоятельная работа:

Цель: Ознакомиться с устройством и работой коммутаторов сигнально-отличительных огней

0,5
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Раздел 3. Судовые электроприводы
 
Лекция (урок):

Определение и классификация судовых электроприводов. Насосы, вентиляторы и компрессоры Классификация, принцип действия. Особенности работы .Схемы управления

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 3.1 Основы управления электроприводами. Электроприводы насосов, вентиляторов и компрессоров

Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Изучение схемы пуска асинхронного двигателя

2
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 3.2 Электроприводы рулевого устройства

Лекция (урок):

Классификация электроприводов рулевых устройств. Требования к электроприводам. Системы управления. Схема гидравлического рулевого привода. Система простого управления секторным рулевым электроприводом

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 3.3 Электроприводы экорно-швартовных механизмов

Лекция (урок):

Классификация, назначение и особенности работы. Требования, преъявляемые к ЭП ЯШУ Типы ЭП ЯШмеханизмов. Контроллерная схема электропривода переменного тока якорно-швартовных механизмов

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 3.4 Электроприводы грузоподъемных устройств

Лекция (урок):

Классификация.  Требования,предъявляемые к ГП механизмам, Типы электроприводов грузоподъемных устройств. Релейно-контакторная схема электропривода грузовой лебедки

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 3.5 Электродвижение судов

Лекция (урок):

Определение, классификация, общая схема, применение. Основные требования предъявляемые к гребным электрическим установкам. Достоинство и недостатки ГЭУ

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Раздел 4. Судовая связь. Техническая эксплуатация электрооборудования
 
Тема 4.1 Внутрисудовая электрическая связь и сигнализация

Лекция (урок):

Назначение и виды связи. Телефонная связь. Судовые телефонные установки. Системы телефонии. Телеграфы и указатели

Системы судовой сигнализации

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 4.2 Техническая эксплуатация судового электрооборудования и электробезопасность

Лекция (урок):

Техническая эксплуатация электрооборудовании Техническая эксплуатация автоматизированных устройств.Обязанности электромеханика.

Правила безопасности при эксплуатации судовыхэлектроэнергетических систем

3
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Самостоятельная работа:

Приборы синхронной связи

Цель: Ознакомиться с устройством и работой приборов синхронной связи

1
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
Тема 4.3 Техническая эксплуатация судового электрооборудования. Приборы синхронной связи.

Самостоятельная работа:

Солемеры

Цель: Ознакомиться с устройством, работой и схемой солемеров

0,5
К 3.6,К 6.11,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрооборудование судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.Ф.Бурков Основы теории и эксплуатации судовых  электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. - 
 
2. Ю.Г.Дейнего Судовой механик.Технический минимум+СД на русском и английском языках:Учебник . - МОРКНИГА, 2018. - 
 
3. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие. - ТЭС, 2018. - 
 
4. М.А.Сюбаев Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. - 
 
5. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.С.Ефимов Основы электротехники, электрооборудование судов и элементы судовой автоматики:Методическое пособие. - Копицентр, 2015. - 
 
2. Малышева Л.А.  Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели :Учебное пособие. - ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2016. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Е.В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.