ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.02.03 – Раздел 5.02 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.02.03 – Раздел 5.02 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация судовых работ»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Организация судовых работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Организация судовых работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки, выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.9 Соблюдение порядка действий при авариях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.11 Соблюдение техники безопасности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.12 Содействие установлению эффективного общения на судне
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6. 13 Содействие установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6. 14 Понимание и принятие необходимых мер для управления усталостью
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6. 17 Понимание необходимости и методов поддержания информированности и бдительности в вопросах охраны
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Организация судовых работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- География морского судоходства
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Коммерческая эксплуатация судна
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовые энергетические установки
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Применение материалов и инструментов для судовых работ
Лекция (урок):
Краски масляные и эмалевые, лаки, сиккативы, специальные краски, олифы, растворители, пигменты для приготовления красок. Графит, клей столярный, клей казеиновый, мел, мыло, пемза, сода каустическая, сода кальцинированная, жидкое стекло, тиры, цемент
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 1.1 Лакокрасочные материалы и материалы, употребляемые в морской практике
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 1.2 Инструменты, применяемые для подготовки поверхности к окраске
Лекция (урок):
Кирки, скребки, проволочные щѐтки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щѐтки, пневматические и электрические шарошки
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 1.3 Инструменты, применяемые для окраски
Лекция (урок):
Пневматические пистолеты-распылители; кисти - маховые, филѐночные, флейцы, торцовые, вальковые
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Раздел 2. Выполнение работ по уходу за корпусом, палубами, грузовыми, жилыми, служебными и вспомогательными помещениями
Тема 2.1 Уход за корпусом
Лекция (урок):
Осмотр корпуса, выявление повреждений. Ведение специального журнала осмотра, составление ремонтных ведомостей (или плана работ). Мытьѐ, окраска обшивки, промывка и очистка льял, сточных колодцев, фундаментов механизмов
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 2.2 Уход за палубами. Выполнение плотницких работ
Лекция (урок):
Удаление воды, снега, льда; поддержание исправности шпигатов, закрытий полупортов фальшборта; поддержание водонепроницаемости деревянных палуб, конопаченье и заливка стыков палубных досок; скатывание водой и защита от гидрометеорологических и прочих физических воздействий деревянного палубного настила; мытьѐ линолеума. Плотницкие работы
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
Содержание сухогрузных и рефрижераторных трюмов.
Чистка, мойка и поддержание нормального состояния защитного покрытия танков и грузовых цистерн. Содержание помещений, санитарный аврал; мытьѐ пластмассовых изделий и отделки; меление резины, расхаживание и смазка резьб. Уборка и дезинфекция кладовых грязного белья.
Уничтожение носителей инфекции. Хранение горючих материалов в фонарных, малярных кладовых. Столярные работы
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 2.3 Уход за грузовыми помещениями и танками, за жилыми и служебными помещениями. Выполнение столярных работ
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Раздел 3. Выполнение малярных работ
Тема 3.1 Приготовление красок для малярных работ
Лекция (урок):
Применение свинцового сурика, железного сурика, белил цинковых и белил свинцовых. Несовместимость эмалевых и масляных красок. Пентафталевые и глифталевые краски. Окраска подводной части корпуса, этинолевые краски. Общие сведения о приготовлении красок из густотертых паст
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 3.2 Подготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей
Лекция (урок):
Подготовка к окраске металлических поверхностей: удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску. Требования по подготовки к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Лекция (урок):Технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушевки, покладка слоев краски. Применение больших и малых беседок для окраски рангоута, такелажа, забортных и труднодоступных частей судна. Особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Малярные работы на судне
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 3.3 Технология проведения покрасочных работ
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Раздел 4. Выполнение такелажных работ
Тема 4.1 Ознакомление с такелажем современного сухогруза
Лекция (урок):
Основные термины раздела 4. Такелаж современного сухогруза (основные детали). Назначение предметов такелажа
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 4.2 Инструмент и материалы для такелажных работ
Лекция (урок):
1. Инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи)
2. Материалы для такелажных работ. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов. Приѐм на судно тросов и уход за ними. Сравнительные характеристики тросов. Применение такелажных цепей: короткозвенные, длиннозвенные, пластичные и шарнирные
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
Изготовление из растительных тросов судового снаряжения. Такелажные работы с тросами, тренцевание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей. Морские узлы и их применение: прямой, рифовый простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный, удавка. Плетение матов, оплѐтка кранцев
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Такелажные работы. Работа с тросами. Применение и вязание узлов, плетение матов и оплетка кранцев
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 4.3 Такелажные работы с тросами
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Раздел 5. Техника безопасности при выполнении судовых работ
Тема 5.1 Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ
Лекция (урок):
Порядок допуска к судовым работам. Инструктаж. «Положение о технической эксплуатации судов морского флота». «Правила технической эксплуатации судовых технических устройств». «Устав службы». «Правила технической эксплуатации (для речных судов)». Технические описания и инструкции по использованию конкретных судовых систем и устройств и др.
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
Работы на верхней палубе в штормовых условиях, штормовые леера. Заборные работы, спуск человека за борт. Требования к ограждению проѐмов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков. Использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов и т.п. при выполнении работа на верхней палубе
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 5.2 Требования техники безопасности в особых условиях
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
Тема 5.3 Требования техники безопасности к амуниции, инструментам, материалам
Лекция (урок):
Спецодежда, обувь, брезентовые рукавицы, резиновые перчатки, респираторы и противогазы, предохранительные очки и другие предохранительные приспособления. Взрывобезопасные фонари и их применение. Работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине. Использование ветоши при работе с олифой, красками и растворителями.
Дифференцированный зачет
К 2.2,К 3.2,К 6.4,К 6.9,К 6.11,К 6.12,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.7.,ПК 3.2.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Организация судовых работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
6.2 Дополнительная литература
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.