ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.03 – ОП.06. – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.03 – ОП.06. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.4 Использование спасательных средств
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Работа с судовыми устройствами
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Устройство судна
Тема 1.1 Типы судов, их классификация и особенности
Лекция (урок):
Типы судов, их классификация и особенности
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.1 Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна
Практическое занятие:
Практическая работа: № 1 Знакомство с типами судов, их особенности. Знакомство с названиями главных частей судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.1 Типы судов, их классификация и особенности
Самостоятельная работа:
1. Изучение определений мореходных и эксплуатационных качеств судна с записью в конспект;
2. Составление схемы классификации судов по назначению;
3. Изучение истории развития отечественного флота, роли флота в решении отраслевых и государственных задач, характеристики судостроительной науки и предмета курса.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Прочность и конструкция корпуса судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Практическое занятие:
Практическая работа: № 2 Прочность и конструкция корпуса судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.2 Прочность и конструкция корпуса судна
Самостоятельная работа:
Вычертить виды форштевней и ахтерштевней судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.3 Судовые помещения
Лекция (урок):
Судовые помещения
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.3 Судовые помещения
Практическое занятие:
Практическая работа: № 3 Судовые помещения
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Оборудование и снаряжение судов
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.4 Оборудование и снаряжение судов
Практическое занятие:
Практическая работа: № 4 Оборудование и снаряжение судов.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Судовые устройства
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Самостоятельная работа:
Изучить устройство гравитационных шлюпбалок и вычертить их схему в конспект
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.5 Судовые устройства
Практическое занятие:
Практическая работа: № 5. Судовые устройства.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Общесудовые системы
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.6 Общесудовые системы
Практическое занятие:
Практическая работа: № 6. Общесудовые системы.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.7 Правила российского морского регистра судоходства и требования к техническому состоянию судна и техническим средствам.
Лекция (урок):
Правила российского морского регистра судоходства и требования к техническому состоянию судна и техническим средствам. Основные документы по безопасности эксплуатации судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Организация технического обслуживания
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.8 Организация технического обслуживания
Самостоятельная работа:
Изучение разделов Правил Морского регистра по вопросам технической эксплуатации корпуса судна, судовых систем, устройств и механизмов.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 1.9 Методы и техника диагностики состояния и дефектации корпуса технических средств.
Лекция (урок):
Методы и техника диагностики состояния и дефектации корпуса технических средств. Технология, оснастка, оборудование и инструменты для выполнения типовых работ по техническому обслуживанию и ремонту судов
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Понятие о геометрии корпуса судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.1 Понятие о геометрии корпуса судна
Практическое занятие:
Практическая работа: № 7 Понятие о геометрии корпуса судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Плавучесть судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.2 Плавучесть судна
Практическое занятие:
Практическая работа: №8 Плавучесть судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.3 Поперечная остойчивость
Лекция (урок):
Поперечная остойчивость
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.3 Остойчивость судна
Практическое занятие:
Практическая работа: №9 Остойчивость судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.4 Продольная остойчивость судна и дифферент
Лекция (урок):
Продольная остойчивость судна и дифферент.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.4 Продольная остойчивость судна
Практическое занятие:
Практические занятия: №10 Продольная остойчивость судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Непотопляемость судна
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.5 Непотопляемость судна
Практическое занятие:
Практические занятия: №11 Непотопляемость судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Ходкость и движители.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.6 Ходкость и движители
Практическое занятие:
Практическая работа: №12 Ходкость и движители.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
Управляемость судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Тема 2.7 Управляемость судна
Практическое занятие:
Практические занятия: № 13 Управляемость судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
Практическое занятие:
Практические занятия: № 14 Качка судна.
К 3.2,К 3.4,К 3.6,ПК 1.2.,ПК 2.2.,ПК 3.1.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.-Николаев Мореходные качества корабля: Ч.1 Основы теории Раздел 1. Статика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. -
2. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.- Николаев Мореходные качества корабля: Часть.1 Основы теории Раздел 2. Динамика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. -
3. В.Б.Жинкин Теория и устройство корабля:Учебник для СПО. - Юрайт, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. -
2. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. -
3. А.Я.Король Мореходные качества судна. Разделы: «Непотопляемость, качка, сопротивление воды, движители и прочность судна»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. -
4. А.Б. Володин, Е.И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.