ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – Раздел 1.02 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
26.02.03 – Раздел 1.02 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Мореходная астрономия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Мореходная астрономия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Мореходная астрономия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Коммерческая эксплуатация судна
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовые энергетические установки
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ
Лекция (урок):
1. Небесная сфера. Решение задач на небесной сфере
2. Горизонтальная система координат
3. Экваториальные системы координат
4. Параллактический треугольник
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение положения светил по небесной сфере
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 1. Основы сферической астрономии
Самостоятельная работа:
Решение задач на небесной сфере
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
1. Видимое суточное движение светил
2. Характер изменения небесных координат
3. Видимое годовое движение Солнца. Общие и частные явления, связанные с годовым и суточным движением Солнца
4. Годовое движение Луны
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение и расчет возраста и фаз Луны
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 2. Видимое движение светил
Самостоятельная работа:
Годовое движение Луны
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
1. Звёздное время. Основная формула времени
2. Солнечное и среднее время. Местное время. Поясное время
3. Основные зависимости между различными временами
4. Учет судового времени при движении судна. Линия смены дат. Измерители времени
5. Определение поправок хронометра и часов. Осреднение отсчётов
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Решение на звездном глобусе основных задач по астронавигации
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 3. Основы измерения времени
Самостоятельная работа:
Декретное время. Летнее время
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 4. Морской астрономический ежегодник
Лекция (урок):
1. Содержание МАЕ
2. Основные задачи, решаемые с помощью МАЕ
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
1. Звездное время. Звездный глобус
2. Расчет азимута Полярной и определение поправки компаса
3. Расчет счислимых высот и азимутов светил
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 5. Звездное время. Звездный глобус
Самостоятельная работа:
Звездный глобус
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
1. Навигационный секстан. Исправление измеренных секстаном высот светил
2. Графическое решение задачи по определению места судна
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение поправок секстанта и измерение высот светил
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Исправление измеренных высот светил по таблицам
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение высот и азимутов светил по таблицам
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение поправок компаса по светилам
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 6. Измерение высот светил
Самостоятельная работа:
Графическое решение задачи по определению места судна
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Лекция (урок):
1. Определение места судна методом высотных линий положения (ВЛП)
2. Подготовительные мероприятия
3. Расчет широты по высоте Полярной
4. Расчёт широты по измеренной меридиональной высоте Солнца
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Практическое занятие:
Определение места судна по одновременным наблюдениям звезд (планет)
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
Тема 7. Определение места судна
Самостоятельная работа:
Расчет широты по высоте Полярной
К 1.1,К 1.2,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.,ПК 1.2.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Мореходная астрономия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Верюжский Н.А. Мореходная астрономия. Теоретический курс:. - РосКонсульт, 2006. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.