2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Общая лоция
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая лоция»
26.02.03 – Раздел 1.04 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая лоция»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.04 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая лоция»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Общая лоция» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании , протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Д.Ю. Скачков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общая лоция»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Порядок оценки  результатов решения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Оценивать результат и последствия своих действий

(самостоятельно или с помощью наставника).

Иметь практический опыт:

- распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Формат оформления результатов поиска информации.

Уметь:

- определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска.

Иметь практический опыт:

- планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности.

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Иметь практический опыт:

- участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельность.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;

- влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;

Уметь:

- использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;

- применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;

Иметь практический опыт:

- предварительной проработке и планировании перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания и навигационных пособий;

- использовании прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна

ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила несения ходовой вахты на руле, систему перехода с автоматического управления на ручное и наоборот

Уметь:

- определять местоположения судна с помощью береговых ориентиров; средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи

Иметь практический опыт:

- управления судном, планировать и осуществлять переход судна в точку назначения, определять местоположение судна. Маневрировать и управлять судном, обеспечивать использование, эксплуатацию технических средств судовождения.

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- визуальные сигналы

Уметь:

- использовать Международный свод сигналов

Иметь практический опыт:

- передавать и принимать световые сигналы указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов

К 1.8 Передача и получение информации посредством визуальных сигналов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

-  влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь

-  влияние ветра и течения на управление судном

- маневров и процедур при спасании человека за бортом

-  влияния эффекта проседания, влияния мелководья и т.п.

- надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки

Уметь:

- изменения курса и скорости судна способствуя обеспечению безопасности плавания

Иметь практический опыт:

- в безопасном пределе эксплуатации судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем не превышаются при нормальных маневрах

К 1.9 Маневрирование судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила МППСС 72 соответствующего раздела.

Уметь:

- применять знания правил МППСС 72, а также знать принципы работы РЛС и других устройств обеспечивающих безопасность плавания.

Иметь практический опыт:

- постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

К 6.2 Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.6 Содействие при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Общая лоция» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Информационные технологии на водном транспорте
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Навигация и лоция
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
- Судовые энергетические установки
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Физическая культура
 
- Мореходная астрономия
 
- Основы философии
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Теория и устройство судна
 
- Технические средства судовождения
 
- Учебная практика
 
- Экологические основы природопользования
 
- Электрооборудование судов
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Морская практика
 
- Организация судовых работ
 
- Охрана труда
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Прикладная математика
 
- География морского судоходства
 
- Информатика
 
- История
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
- Математика
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы судовождения
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
- Электроника и электротехника
 
- Астрономия
 
- География
 
- Иностранный язык (английский)
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Информационные технологии на водном транспорте
 
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Навигация и лоция
 
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
 
- Судовые энергетические установки
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Физическая культура
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
- Эффективность работы судна
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
- Основы морского права
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Психология общения
 
- Управление работой флота
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
44
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Понятие о лоции

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Габариты судового хода

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 1. Понятия о водных путях
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Определение водных путей

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Образование и элементы рек. Виды питания рек

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Причины колебаний уровней воды, организация водомерных наблюдений

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Уклоны поверхности воды

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

4. Течение речного потока. Особенности течений

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

5. Образование и виды наносных и каменистых образований в русле рек. Извилистость русла рек

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

6. Перекаты рек. Классификация перекатов по судоходному признаку

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 2. Основные элементы водных путей
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Элементы водных путей

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Шлюзование и состав гидроузла

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Судоходные шлюзы, процесс шлюзования.

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Подходные каналы к шлюзам. Особенности регулирования стока в нижних бьефах

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

4. Морские и речные судоходные каналы.

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 3. Гидротехнические сооружения на водных путях, их состав основные элементы шлюзований
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Гидротехнические сооружения, процесс шлюзования

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Морские устья рек. Навигационные опасности.

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Уровни воды и течения в устьях.

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 4. Морские устья рек. Навигационные опасности.
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Классификация устьевых участков, навигационные опасности

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

1. Назначение путевых работ

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Рейды на акваториях портов

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 5. Организация работ по улучшению судоходных условий водных путей. Рейды портов.
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. В чем заключается назначение путевых работ?

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Лекция (урок):

1. Навигационное оборудование внутренних водных путей и их характеристика

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

2. Навигационные знаки и огни внутренних водных путей

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Лекция (урок):

3. Средство навигационного оборудования (СНО) в морских районах

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Плавучее и береговое навигационное оборудование ВВП, система МАМС

2
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Самостоятельная работа:

Подготовка к дифференцированному зачету

4
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общая лоция» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. К. Моргунов, А. А. Перфильев Учебник по Общей лоции :Учебник. - , 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Конспект лекций из УМКД Общей лоции:. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.