ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – Раздел 1.04 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая лоция»
26.02.03 – Раздел 1.04 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Общая лоция»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Общая лоция» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании , протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Общая лоция»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Иметь практический опыт:
- распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Формат оформления результатов поиска информации.
Уметь:
- определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска.
Иметь практический опыт:
- планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
- психология коллектива. Психология личности. Основы проектной деятельности.
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Иметь практический опыт:
- участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельность.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;
Уметь:
- использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
Иметь практический опыт:
- предварительной проработке и планировании перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания и навигационных пособий;
- использовании прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
Знать:
- правила несения ходовой вахты на руле, систему перехода с автоматического управления на ручное и наоборот
Уметь:
- определять местоположения судна с помощью береговых ориентиров; средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи
Иметь практический опыт:
- управления судном, планировать и осуществлять переход судна в точку назначения, определять местоположение судна. Маневрировать и управлять судном, обеспечивать использование, эксплуатацию технических средств судовождения.
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
- визуальные сигналы
Уметь:
- использовать Международный свод сигналов
Иметь практический опыт:
- передавать и принимать световые сигналы указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов
К 1.8 Передача и получение информации посредством визуальных сигналов
Знать:
- влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь
- влияние ветра и течения на управление судном
- маневров и процедур при спасании человека за бортом
- влияния эффекта проседания, влияния мелководья и т.п.
- надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки
Уметь:
- изменения курса и скорости судна способствуя обеспечению безопасности плавания
Иметь практический опыт:
- в безопасном пределе эксплуатации судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем не превышаются при нормальных маневрах
К 1.9 Маневрирование судна
Знать:
- Правила МППСС 72 соответствующего раздела.
Уметь:
- применять знания правил МППСС 72, а также знать принципы работы РЛС и других устройств обеспечивающих безопасность плавания.
Иметь практический опыт:
- постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
К 6.2 Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.6 Содействие при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Общая лоция» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Судовые энергетические установки
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Коммерческая эксплуатация судна
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Судовые энергетические установки
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекция (урок):
1. Понятие о лоции
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Габариты судового хода
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 1. Понятия о водных путях
Практическое занятие:
Практическое занятие № 1. Определение водных путей
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
1. Образование и элементы рек. Виды питания рек
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Причины колебаний уровней воды, организация водомерных наблюдений
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
3. Уклоны поверхности воды
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
4. Течение речного потока. Особенности течений
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
5. Образование и виды наносных и каменистых образований в русле рек. Извилистость русла рек
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
6. Перекаты рек. Классификация перекатов по судоходному признаку
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 2. Основные элементы водных путей
Практическое занятие:
Практическое занятие № 2. Элементы водных путей
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
1. Шлюзование и состав гидроузла
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Судоходные шлюзы, процесс шлюзования.
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
3. Подходные каналы к шлюзам. Особенности регулирования стока в нижних бьефах
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
4. Морские и речные судоходные каналы.
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 3. Гидротехнические сооружения на водных путях, их состав основные элементы шлюзований
Практическое занятие:
Практическое занятие № 3. Гидротехнические сооружения, процесс шлюзования
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
1. Морские устья рек. Навигационные опасности.
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Уровни воды и течения в устьях.
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 4. Морские устья рек. Навигационные опасности.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 4. Классификация устьевых участков, навигационные опасности
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
1. Назначение путевых работ
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Рейды на акваториях портов
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 5. Организация работ по улучшению судоходных условий водных путей. Рейды портов.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 5. В чем заключается назначение путевых работ?
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Лекция (урок):
1. Навигационное оборудование внутренних водных путей и их характеристика
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
2. Навигационные знаки и огни внутренних водных путей
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Лекция (урок):
3. Средство навигационного оборудования (СНО) в морских районах
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 6. Плавучее и береговое навигационное оборудование ВВП, система МАМС
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
Тема 6. Навигационное оборудование на ВВП. На устьевых участках рек с морским режимом судоходства. Международная ассоциация маячных служб (МАМС)
Самостоятельная работа:
Подготовка к дифференцированному зачету
К 1.1,К 1.8,К 1.9,К 6.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.1.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Общая лоция» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В. К. Моргунов, А. А. Перфильев Учебник по Общей лоции :Учебник. - , 2019. -
6.2 Дополнительная литература
1. Конспект лекций из УМКД Общей лоции:. - , . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.