ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.03 – Раздел 1.17 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.03 – Раздел 1.17 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.3 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 8.1 Содействие техническому обслуживанию и ремонту на судне
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Эффективность работы судна
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Судовые энергетические установки
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Коммерческая эксплуатация судна
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Рулевые устройства
Тема 1.1 Общие сведения о вспомогательных механизмах
Лекция (урок):
Роль СВМ в работе судна. Назначение и состав СВМ. Требования к СВМ. Классификация СВМ.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.2 Рулевое устройство
Лекция (урок):
Составные части рулевого устройства. Рулевые приводы. Обслуживание механизмов рулевых устройств. Требования, предъявляемые к рулевым устройствам
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Электрический привод с червячно - планетарным редуктором. Классификация гидравлических приводов.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.3 Электрические и гидравлические приводы
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.4 Рулевые машины их эксплуатация
Лекция (урок):
Электрические рулевые машины. Электрогидравлические рулевые машины. Общие сведения об авторулевых. Эксплуатация рулевых машин.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 2. Якорно-швартовные и грузоподъёмные механизмы
Тема 2.1 Якорно-швартовные механизмы
Лекция (урок):
Классификация ЯШМ. Конструкции электрических якорно-швартовных и швартовных лебедок. ЯШМ с гидроприводом. Эксплуатация ЯШМ.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Общие сведения о грузовом устройстве. Грузовые и шлюпочные лебедки. Люковые закрытия трюмов. Эксплуатация грузоподъёмных механизмов.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.2 Грузоподъёмные механизмы
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.1 Общие сведения о насосах
Лекция (урок):
Классификация судовых насосов. Основные параметры работы насосов. Условия работы судовых насосов.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.2 Центробежные насосы
Лекция (урок):
Типы и общее устройство. Движение жидкости в рабочем колесе. Кавитация и осевая сила при работе насоса. Эксплуатация центробежного насоса.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.3 Вихревые и струйные насосы
Лекция (урок):
Вихревые насосы. Классификация. Устройство и работа. Струйные насосы. Принцип действия. Эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Классификация поршневых насосов. Конструкция. Воздушные колпаки. Шестеренные и винтовые насосы. Устройство и работа.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.4 Поршневые и роторные насосы
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 4. Судовые системы
Тема 4.1 Общесудовые системы
Лекция (урок):
Классификация и состав судовых систем. Компоновка судовых систем. Трюмные системы судна. Схемы балластной и осушительной систем. Противопожарные системы. Требования к системам.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Грузовые и зачистные системы. Система подогрева и орошения. Газоотводная система и система инертных газов.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 4.2 Специальные системы танкеров
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.