ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»
26.02.03 – Раздел 1.18 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»
26.02.03 – Раздел 1.18 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- определять необходимые ресурсы;
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- приемы структурирования информации;
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
Уметь:
- взаимодействовать с коллегами, руководством в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля
Уметь:
- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
Иметь практический опыт:
- эксплуатации судовой автоматики
ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
Знать:
- меры предосторожности, которые должны приниматься для предотвращения загрязнения морской среды
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.3 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
Знать:
- процедуры текущего технического обслуживания и ремонта
Уметь:
- примененять, обслуживать и использовать ручные и электрические инструменты
Иметь практический опыт:
К 8.1 Содействие техническому обслуживанию и ремонту на судне
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Судовые энергетические установки
- Электрооборудование судов
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Автоматическое регулирование параметров энергетических установок
Лекция (урок):
Понятие об автоматических системах. Классификация автоматических систем. Классификация элементов. Измерительные элементы. Усилительные элементы. Исполнительные элементы и регулирующие органы.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.1 Основные элементы автоматических систем
Практическое занятие:
№ 1.
Изучение конструкции и принципа работы КИП.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.2 Статические и динамические характеристики автоматических систем
Лекция (урок):
Основные сведения об управляемых объектах. Статические характеристики систем. Динамические характеристики систем. Типовые звенья систем. Интегральные регуляторы. Пропорциональные регуляторы. Пропорционально-интегральные регуляторы. Корректирующие устройства автоматических систем.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 2. Средства автоматизации главных энергетических установок
Тема 2.1 Судовые дизели как объект автоматизации. Средства автоматизации
Лекция (урок):
Режим работы судовых дизелей. Классификация дизелей по объему автоматизации. Регулирование подачи топлива. Регуляторы скорости, температуры, вязкости. Средства автоматизации систем главного двигателя
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.1 Судовые дизели как объект автоматизации. Средства автоматизации
Практическое занятие:
№ 2.
Регуляторы прямого и непрямого действия
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.2 Автоматическое регулирование дизелей
Лекция (урок):
Системы автоматического регулирования судовых дизелей. Элементы систем. Техническое обслуживание систем.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Схемы систем дистанционного управления. Структурная схема постов управления дизелей. Элементы систем ДАУ: двухпозиционные воздушные клапаны, поршневые исполнительные механизмы, мембранные исполнительные элементы, лопастные исполнительные механизмы, блокировочные устройства, корректирующие устройства. Принцип действия электромеханической системы ДАУ. Техническое обслуживание систем ДАУ.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.3 Дистанционные системы управления дизелей
Практическое занятие:
№ 3.
Функциональная схема системы ДУ дизеля 6ЧСП 15/18
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 3. Средства автоматизации вспомогательных энергетических установок
Тема 3.1 Автоматизация электрических установок
Лекция (урок):
Средства автоматизации дизель-генераторов. Автоматизация работы электростанций. Структурная схема автоматизации судовой электрической станции.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Автоматическое управление паровых автономных котлов. Автоматическое управление водогрейных автономных котлов. Автоматизация управления котлов-утилизаторов.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Практическое занятие:
№ 4.
Автоматизированная система управления котла КОАВ-200.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.2 Средства автоматизации котельных установок
Лекция (урок):
Одноимпульсный регулятор питания котла водой «ОРП»
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.3 Автоматизация общесудовых систем
Лекция (урок):
Элементы системы автоматического управления холодильными установками: вентили, реле. Средства автоматизации систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Автоматизация систем водоснабжения. Средства автоматизации балластных, осушительных и грузовых систем. Автоматизация противопожарных систем.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 3.4 Средства автоматизации якорно-швартовных устройств
Лекция (урок):
Автоматизация якорно-швартовных, буксирных, сцепных и рулевых устройств.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Зябров В.А. Энергетические установки судов различных типов и назначения [Электронный ресурс]:. - , 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97333.htm
2. В.А. Зябров, Д.А. Попов Основы автоматики и теории управления техническими системами:Методические рекомендации. - МГАВТ, 2015. -
6.2 Дополнительная литература
1. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97:. - , 1997. -
2. Зябров В.А., Попов Д.А., Ярикова Т.О Обеспечение технической эксплуатации судовой автоматики [Электронный ресурс]:Методические рекомендации. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46487.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.