2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»
26.02.03 – Раздел 1.18 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.18 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Красиловец И.Э.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

- определять необходимые ресурсы;

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- приемы структурирования информации;

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

Уметь:

- взаимодействовать с коллегами, руководством в ходе профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;

- основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля

Уметь:

- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;

Иметь практический опыт:

- эксплуатации судовой автоматики

ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- меры предосторожности, которые должны приниматься для предотвращения загрязнения морской среды

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 7.3 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры текущего технического обслуживания и ремонта

Уметь:

- примененять, обслуживать и использовать ручные и электрические инструменты

Иметь практический опыт:

К 8.1 Содействие техническому обслуживанию и ремонту на судне
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Судовые энергетические установки
 
- Электрооборудование судов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
32
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Автоматическое регулирование параметров энергетических установок
 
Лекция (урок):

Понятие об автоматических системах. Классификация автоматических систем. Классификация элементов. Измерительные элементы. Усилительные элементы. Исполнительные элементы и регулирующие органы.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Основные элементы автоматических систем
Практическое занятие:

№ 1.

Изучение конструкции и принципа работы КИП.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Статические и динамические характеристики автоматических систем
Лекция (урок):

Основные сведения об управляемых объектах. Статические характеристики систем. Динамические характеристики систем. Типовые звенья систем. Интегральные регуляторы. Пропорциональные регуляторы. Пропорционально-интегральные регуляторы. Корректирующие устройства автоматических систем.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Средства автоматизации главных энергетических установок 
 
Тема 2.1 Судовые дизели как объект автоматизации. Средства автоматизации
Лекция (урок):

Режим работы судовых дизелей. Классификация дизелей по объему автоматизации. Регулирование подачи топлива. Регуляторы скорости, температуры, вязкости. Средства автоматизации систем главного двигателя

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.1 Судовые дизели как объект автоматизации. Средства автоматизации
Практическое занятие:

№ 2.

Регуляторы прямого и непрямого действия

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Автоматическое регулирование дизелей
Лекция (урок):

Системы автоматического регулирования судовых дизелей. Элементы систем. Техническое обслуживание систем.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Схемы систем дистанционного управления. Структурная схема постов управления дизелей. Элементы систем ДАУ: двухпозиционные воздушные клапаны, поршневые исполнительные механизмы, мембранные исполнительные элементы, лопастные исполнительные механизмы, блокировочные устройства, корректирующие устройства. Принцип действия электромеханической системы ДАУ. Техническое обслуживание систем ДАУ.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.3 Дистанционные системы управления дизелей
Практическое занятие:

№ 3.

Функциональная схема системы ДУ дизеля 6ЧСП 15/18

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Средства автоматизации вспомогательных энергетических установок
 
Тема 3.1 Автоматизация электрических установок
Лекция (урок):

Средства автоматизации дизель-генераторов. Автоматизация работы электростанций. Структурная схема автоматизации судовой электрической станции.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Автоматическое управление паровых автономных котлов. Автоматическое управление водогрейных автономных котлов. Автоматизация управления котлов-утилизаторов.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

№ 4.

Автоматизированная система управления котла КОАВ-200.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 3.2 Средства автоматизации котельных установок
Лекция (урок):

Одноимпульсный регулятор питания котла водой «ОРП»

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 3.3 Автоматизация общесудовых систем
Лекция (урок):

Элементы системы автоматического управления холодильными установками: вентили, реле. Средства автоматизации систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Автоматизация систем водоснабжения. Средства автоматизации балластных, осушительных и грузовых систем. Автоматизация противопожарных систем.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 3.4 Средства автоматизации якорно-швартовных устройств
Лекция (урок):

Автоматизация якорно-швартовных, буксирных, сцепных и рулевых устройств.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Зябров В.А. Энергетические установки судов различных типов и назначения [Электронный ресурс]:. - , 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97333.htm 
 
2. В.А. Зябров, Д.А. Попов Основы автоматики и теории управления техническими системами:Методические рекомендации. - МГАВТ, 2015. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97:. - , 1997. - 
 
2. Зябров В.А., Попов Д.А., Ярикова Т.О Обеспечение технической эксплуатации судовой автоматики [Электронный ресурс]:Методические рекомендации. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46487.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.