ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.03 – Раздел 2.05 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.03 – Раздел 2.05 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.03 – Раздел 2.05 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.5 Действия при авариях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.4 Использование спасательных средств
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.4 Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов и дежурных шлюпок
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 5 курсе в 9 семестре.
Дисциплина «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Управление работой флота
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Информационные технологии на водном транспорте
- Судовые энергетические установки
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Основы финансовой грамотности
- Теория и устройство судна
- Электрооборудование судов
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Проведение государственного экзамена
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Управление работой флота
- Управление судном и безопасность мореплавания
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Содержание курса. Аварийные ситуации и принципы выживания
Тема 1.1 Содержание курса. Аварийные ситуации и принципы выживания
Лекция (урок):
Цель и содержание дисциплины; авар. ситуации; авар. сигналы; действия экипажа; распис. по тревогам; осн. принципы выживани
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Раздел 2. Командование спасательной шлюпкой, спасательным плотом, дежурной шлюпкой во время и после спуска
Тема 2.1 Конструкция спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Лекция (урок):
Особенности конструкции и эксплуатации:
Частично закрытых спасательных шлюпок.
Полностью закрытых спасательных шлюпок.
Спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением.
Спасательных шлюпок с автономной системой воздухоснабжения.
Огнезащитных спасательных шлюпок.
Спасательных плотов.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Средства, обеспечивающие эксплуатацию; средства выживания; средства привлечения внимания.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 2.2 Снабжение спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Практическое занятие:
Практическое занятие № 1. Снабжение спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания. Спусковые устройства с лопарями и лебедкой. Устройство для спуска методом свободного падения. Спусковые устройства для спасательных плотов.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 2.3 Судовые спусковые устройства. Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 2. Судовые спусковые устройства. Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 2.4 Действия, предпринимаемые после оставления судна
Лекция (урок):
Содержание Руководства по оставлению судна. Особенности действий экипажа по шлюпочной тревоге
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 2.5 Командование коллективными спасательными средствами во время или после спуска (учение №1).
Практическое занятие:
1. Руководить спуском спасательной шлюпки и плота, спуском и подъемом дежурной шлюпки (У1.3), безопасно поднимать спасательную шлюпку, спасательный плот и дежурную шлюпку
2. Практическое занятие № 3. Командование коллективными спасательными средствами во время или после спуска (учение №1)
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Раздел 3. Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
Тема 3.1 Требования кодекса LSA к двигателю спасательной шлюпки. Системы и устройства, связанные с работой двигателя. Охлаждение двигателя. Зарядка
батарей. Использование огнетушителя в случае возгорания двигателя.
Лекция (урок):
Цель и содержание дисциплины; методы запуска и эксплуатации двигателя спасательной шлюпки и связанного с ним оборудования
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 3.2 Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
Практическое занятие:
Практическое занятие № 4. Эксплуатация двигателя спасательной шлюпки
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Раздел 4. Руководство людьми, управление спасательной шлюпкой и плотом после оставления судна
Тема 4.1 Управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении.
Лекция (урок):
Действия, которые должны быть предприняты после оставления судна. Спасательные шлюпки и плоты должны приложить усилия, чтобы отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 4.2 Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке и в плоту
Лекция (урок):
Знание состава рационов пищи и питьевой воды в спасательной шлюпке или на спасательном плоту, организации их раздачи и пополнения запасов пищи и воды
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 4.3 Выброс спасательных шлюпок и плотов на береговую отмель
Лекция (урок):
Знание организации выброса на берег, намеренной посадки спасательной шлюпки и плота на мель
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Использование защитной одежды, включая гидрокостюмы и теплозащитные средства и умения использовать индивидуальные спасательные средства, бороться с гипотермией и еѐ последствиями
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 4.4 Использование индивидуальных спасательных средств для защиты от гипотермии
Практическое занятие:
Практическое занятие № 5. Использование индивидуальных спасательных средств для защиты от гипотермии
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Использования дежурных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания находящихся на них людей и людей, оказавшихся в воде
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 4.5 Управление коллективными спасательными средствами после оставления судна (учение № 2)
Практическое занятие:
Практическое занятие № 6. Управление коллективными спасательными средствами после оставления судна (учение №2)
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Раздел 5. Использование устройств, указывающих местоположение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру, а также пиротехнические средства
Лекция (урок):
Использование аппаратуры для максимального увеличения возможности обнаружения и определения местонахождения спасательной шлюпки или плота
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 5.1 Оборудование связи (УКВ радиостанции, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики и отражатели)
Практическое занятие:
Практическое занятие № 7. Оборудование связи (УКВ радиостанции, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики и отражатели)
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Знание сигнальной аппаратуры: светосигнальное зеркало и электрический фонарь, понимания специфики применения сигнальной аппаратуры: светосигнального зеркала и электрического фонаря и умения применять сигнальное оборудование: светосигнальное зеркало и электрический фонарь.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 5.2 Сигнальное оборудование
Практическое занятие:
Практическое занятие № 8. Сигнальное оборудование
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Пиротехнические средства; парашютных ракет бедствия; дымовых шашек; красных ручных фальшфейеров.
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 5.3 Пиротехнические средства
Практическое занятие:
Практическое занятие № 9. Пиротехнические средства
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Раздел 6. Оказание первой помощи спасенным
Лекция (урок):
Аптечка первой помощи
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 6.1 Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 10. Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание. Уход за людьми, получившими травмы, остановка кровотечения, вывод из шокового состояния
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
Тема 6.2 Уход за людьми, получившими травмы, остановка кровотечения, вывод из шокового состояния
Лекция (урок):
Организация ухода за людьми, получившими травмы, включая остановку кровотечения и вывод из шокового состояния
К 1.5,К 3.4,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 2.6.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Международная конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ-78), с поправками:. - , . -
6.2 Дополнительная литература
1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), с поправками:. - , . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.