ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология перевозки грузов водным транспортом»
26.02.03 – Раздел 3.01 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология перевозки грузов водным транспортом»
26.02.03 – Раздел 3.01 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология перевозки грузов водным транспортом»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Технология перевозки грузов водным транспортом» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технология перевозки грузов водным транспортом»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки, выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.1 Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращением с ними во время рейса
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 6, 7 семестре.
Дисциплина «Технология перевозки грузов водным транспортом» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Коммерческая эксплуатация судна
- Теория и устройство судна
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Судовые энергетические установки
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовые энергетические установки
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Тема 1.1 Транспортные характеристики основных грузов
Лекция (урок):
1. Нормативная база обеспечения безопасной и сохранной перевозки грузов морем
2. Транспортная характеристика груза. Классификация грузов по различным признакам. Совместимость грузов
3. Линейные и объемно-массовые характеристики грузов
4. Тара и упаковка грузов. Маркировка грузов. Стандартизация тары и маркировки
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
1. Грузовой план судна, виды грузовых планов. Предварительный и исполнительный грузовой план.
2. Технико-эксплуатационные характеристики судна. Грузовая марка. Марки углубления.
3. Основные принципы размещения грузов на судне. Требования к рациональной загрузке судна. Установление и поддержание эффективного общения во время погрузки и выгрузки
4. Обеспечение остойчивости судна в рейсе. Определение центра тяжести груза.
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Решение задач по расчету чистой грузоподъемности судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 1.2 Погрузка и выгрузка сухих грузов. Грузовой план сухогрузного судна
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Решение задач по размещению грузов с различным удельным погрузочным объемом
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
1. Общий порядок приема и сдачи груза по договору морской перевозки. Подготовка судна к приёму груза. Специальная подготовка грузовых помещений. Проверка судовых грузовых устройств. Воздействия, производимые грузом (включая тяжеловесные), на мореходность и остойчивость судна
2. Рекомендуемые способы счета груза. Порядок взвешивания груза. Проверка судовых грузовых устройств и грузозахватных приспособлений. Подготовка палубы для укладки палубного груза. Предварительный осмотр грузов на складе
3. Естественная убыль массы груза. Ведомственное расследование случаев недостачи груза
4. Обеспечение сохранности грузов в процессе перевозки. Причины повреждения, порчи и недостачи грузов и их характеристика. Ответственность перевозчика грузов и его основные обязанности
5. Грузовые документы
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 1.3 Подготовка судна к погрузке. Грузовые документы
Самостоятельная работа:
Правила морской перевозки опасных грузов. Изучение международных и национальных нормативных документов
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
1. Определение опасных грузов. Классификация опасных грузов. Влияние на безопасность человеческой жизни и судна
2. Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов с дополнениями (МК МПОГ)
3. Документы, необходимые при перевозке опасных грузов
4. Правила морской перевозки опасных грузов. Транспортные характеристики опасных грузов, упаковка, маркировка
5. Меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. Правила техники безопасности.
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.1 Перевозка опасных грузов
Самостоятельная работа:
Перевозка радиоактивных грузов
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.2 Перевозка генеральных грузов
Лекция (урок):
1. Классификация и основные свойства генеральных грузов. Подготовка судна к перевозке генеральных грузов
2. Нормативные документы, регламентирующие перевозку генеральных грузов
3. Сепарация грузов. Подстилочные и прокладочные материалы. Размещение и крепление генеральных грузов. Наставление по размещению и креплению грузов
4. Перевозка тарно-штучных грузов
5. Перевозка изделий легкой промышленности
6. Перевозка металла и металлоизделий, машин и промышленного оборудования. Перевозка палубных грузов
7. Правила перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.2 Перевозка генеральных грузов
Самостоятельная работа:
1. Изучить правила перевозки волокнистых грузов; перевозки строительных материалов; перевозки бумаги и целлюлозы
2. Особенности перевозки соли, сахара-сырца
3. Перевозка консервов, пряностей, чая, кофе, сахара. Правила перевозки режимных грузов
4. Перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Работа с Информацией об остойчивости и прочности для капитана судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Изучение типовых планов загрузки судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Заполнение таблицы нагрузки судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Построение диаграммы статической остойчивости
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.3 Расчет загрузки и составление грузового плана судна
Самостоятельная работа:
Работа с Информацией об остойчивости
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Определение количества груза, принимаемого судном, исходя из возможности максимального использования грузоподъемности и грузовместимости судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Распределение груза по трюмам, с учетом обеспечения местной и продольной прочности корпуса судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Заполнение таблицы нагрузки судна. Определение ЦТ судна в грузу
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Расчет посадки судна. Определение осадок судна в грузу
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Вычисление начальной поперечной метацентрической высоты. Определение начальной остойчивости судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Построение диаграммы статической остойчивости
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Анализ диаграммы статической остойчивости
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Курсовое проектирование:
Построение грузового плана судна
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
1. Основные свойства и транспортные характеристики навалочных грузов. Обеспечение безопасности перевозки навалочных грузов
2. Международные конвенции и национальные правила по перевозке навалочных грузов. Правила безопасной обработки, размещения навалочных грузов. Влияние навалочных грузов на безопасность человеческой жизни и судна
3. Перевозка зерновых грузов. Наблюдение за грузом во время перевозки. Документы, регламентирующие перевозку зерновых грузов
4. Характеристика и свойства минеральных удобрений
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.4 Перевозка навалочных грузов
Самостоятельная работа:
Транспортные характеристики руд и рудных концентратов, угля, серы
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.5 Перевозка лесных грузов
Лекция (урок):
1. Документы, определяющие перевозку лесных грузов
2. Характеристика и классификация лесных грузов. Требования к лесным грузам, подлежащим погрузке на судно
3. Подготовка судна к перевозке лесных грузов. Погрузка лесных грузов
4. Требования к остойчивости и меры безопасности при перевозке лесных грузов
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.6 Перевозка продовольственных грузов
Лекция (урок):
1. Классификация и свойства продовольственных грузов. Особенности подготовки грузовых помещений. Перевозка продовольственных грузов на рефрижераторных судах и в рефрижераторных контейнерах
2. Перевозка мясных грузов. Санитарные требования. Перевозка скоропортящихся грузов
3. Перевозка растительных грузов, подконтрольных карантину
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Лекция (урок):
Грузы, перевозимые укрупненными грузовыми единицами. Типы судов, используемые для перевозки грузов укрупнёнными грузовыми единицами. Перевозка грузов в контейнерах, пакетах, палетах. Универсальные поддоны
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.7 Перевозка грузов укрупненными грузовыми единицами
Самостоятельная работа:Суда с горизонтальным способом грузопереработки (ро-ро). Перевозка грузов УГЕ на лихтеровозах, специализированных судах, морских паромах
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.8 Свойства основных жидких грузов и правила их перевозки наливом
Лекция (урок):
1. Общая характеристика наливных грузов. Физические и химические свойства наливных грузов. Классификация и номенклатура наливных грузов. Химические наливные грузы. Сжиженные газы, перевозимые наливом
2. Основные технико-эксплуатационные характеристики танкера. Грузовые операции танкера. Особенности составления грузового плана. Определение количества жидкого груза
3. Нормативные документы, регламентирующие перевозку наливных грузов. Предотвращение загрязнения моря. Конвенция МАРПОЛ-73, 1998. Правила Регистра по предотвращению загрязнения с судов
4. Обеспечение сохранности груза во время перехода
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
Тема 2.8 Свойства основных жидких грузов и правила их перевозки наливом
Самостоятельная работа:
Особенности перевозки спиртов. Транспортные свойства растительных масел и животных жиров
К 2.1,К 2.2,К 3.1,К 3.6,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 3.1.,ПК 3.2.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технология перевозки грузов водным транспортом» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В. К. Новиков, А. Б. Володин Основы безопасности перевозки грузов и пассажиров на водном транспорте [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2016. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65671.htm
6.2 Дополнительная литература
1. Инструкция по безопасности морских перевозок: Утверждено Федеральной службой морского флота России от 08.07.1996 № МФ-35/1921:. - МОРКНИГА, 2016. -
2. А. Б. Володин, Е. И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.