ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Коммерческая эксплуатация судна»
26.02.03 – Раздел 3.02 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Коммерческая эксплуатация судна»
26.02.03 – Раздел 3.02 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Коммерческая эксплуатация судна»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Коммерческая эксплуатация судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Коммерческая эксплуатация судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов, связанных с обработкой и размещением грузов
Уметь:
находить эффективные способы решения задач и применять их в профессиональной деятельности;
Иметь практический опыт:
- применения эффективных способов решения задач применительно к различным контекстам
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- основные принципы поиска и анализа информации, связанной с выполнением профессиональной деятельности;
Уметь:
демонстрировать навыки поиска и анализа информации и использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
работы с источниками информации, нормативными документами
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- принципы эффективного взаимодействия с коллегами и умения работать в команде;
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Иметь практический опыт:
- эффективного решения деловых задач, планирование профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
- свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки и хранения;
- правила обеспечения сохранности грузов;
- организационную структуру и направления коммерческой деятельности на водном транспорте;
- внешнеторговые операции, фрахтование судов, типовые чартеры;
- коммерческие операции по перевозке грузов;
- специальные правила перевозки грузов;
- основы формирования тарифов на операции с грузом;
- таможенно-транспортные операции;
- агентирование судов;
- судна;
Уметь:
- использовать международные и национальные нормативные правовые акты по коммерческой эксплуатации судна;
- оформлять основные коммерческие документы, связанные с обработкой грузов.
Иметь практический опыт:
- работы с коммерческими документами;
- выполнения расчетов по составлению грузового плана судна.
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
Знать:
- правила обеспечения сохранности грузов
- специальные правила перевозки грузов;
Уметь:
- использовать международные и национальные нормативные правовые акты по перевозкам опасных грузов судами;
Иметь практический опыт:
- проведения грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов;
К 2.1 Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращением с ними во время рейса
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Коммерческая эксплуатация судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Теория и устройство судна
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовые энергетические установки
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекция (урок):
1. Роль транспорта и взаимосвязь внешнеторговых и транспортных операций
2. Основные направления и содержание коммерческой работы на флоте и портах
3. Основные нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность судов
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 1. Организационная структура и направления коммерческой деятельности на водном транспорте
Самостоятельная работа:
Изучить статьи Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
1. Виды международных коммерческих операций
2. Коммерческая сделка и ответственность сторон. Договор купли-продажи. Внешнеторговый контракт, его содержание и основные условия
3. Транспортные обязанности продавца и покупателя по договору купли-продажи. Базисные условия поставки, Инкотермс. Взаимосвязь внешнеторгового контракта с договором морской перевозки
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Практическое занятие:
Базисные условия поставки
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 2. Внешнеторговые операции
Самостоятельная работа:
Изучить типовые условия внешнеторгового контракта: FAS, FOB, CIF, CFR (CAF)
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
1. Формы организации международного морского судоходства (линейное, трамповое, торгово-промышленное)
2. Договор морской перевозки, ответственность перевозчика и грузовладельца. Основные формы договоров морской перевозки
3. Коносамент как договор морской перевозки, его основные функции, формы. Содержание коносамента
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Практическое занятие:
Типовые проформы коносамента:
1. Рейсовый чартер. Основные проформы чартеров, структура, ответственность сторон за невыполнение условий чартера. Основные коммерческие условия чартеров
2. Сталийное время, демередж, диспач
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Практическое занятие:
Типовые чартеры. Структура и содержание чартера
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 3. Договор морской перевозки
Самостоятельная работа:
Особенности коммерческих условий специализированных чартеров
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
1. Фрахтование судна. Виды фрахтования. Права, обязанности и ответственность фрахтователя и судовладельц
2. Фрахтование на условиях рейсового чартера
3. Фрахтование судна на условиях тайм-чартера. Сущность договора
4. Фрахтование на условиях димайз-чартера. Фрахтование на условиях бербоут-чартера
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 4. Фрахтование судов
Практическое занятие:
Типовая проформа тайм-чартера
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Лекция (урок):
1. Прием и сдача грузов в портах. Оформление грузовых документов
2. Цена транспортной продукции. Провозные платы. Фрахтовые ставки и линейные тарифы
3. Портовые сборы и навигационные расходы в российских и иностранных портах
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 5. Коммерческие операции по перевозкам грузов. Специальные правила перевозки грузов
Самостоятельная работа:
Стивидорное обслуживание судна в порту
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 6. Таможенно-транспортные операции
Лекция (урок):
1. Таможенные органы и их функции. Таможенные формальности по грузам
2. Документы, предъявляемые таможне. Таможенные операции в отношении экипажа и пассажиров
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 7. Агентирование судов
Лекция (урок):
1. Понятие об агентировании судна. Обязанности сторон по договору агентирования
2. Основные функции судового агента. Условия и порядок оплаты услуг агентов
3. Дисбурсментские расходы. Дисбурсментский счет
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
Тема 8. Качество перевозки грузов
Лекция (урок):
1. Ответственность перевозчика за обеспечение качества транспортировки грузов. Сохранность и сроки доставки груза
2. Случаи несохранной перевозки. Виды коммерческого брака. Причины случаев несохранной перевозки грузов и их документальное оформление. Морской протест
3. Страхование рисков и ответственности морского перевозчика
К 2.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Коммерческая эксплуатация судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. А. М. Алёшкина, В. В. Скоробогатова Коммерческая эксплуатация судна [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - КГМТУ, 2021. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/261596
6.2 Дополнительная литература
1. Ю. Г. Брюханов, В. Ю. Зыкова, Ю. С. Боровская Грузоведение [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - СГУВТ, 2019. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147152
2. Конспект лекций по дисциплине «Коммерческая эксплуатация судна».:. - , . -
3. Пичурина И. А. Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение [Электронный ресурс]:Учебник. - СГУВТ, 2019. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147161
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.