ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – Раздел 5.06 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская практика»
26.02.03 – Раздел 5.06 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская практика»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Морская практика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морская практика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.1 Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.2 Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.5 Содействие несению безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.6 Содействие при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.7 Содействие обработке грузов и запасов
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.3 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.4 Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов и дежурных шлюпок
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Морская практика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- География морского судоходства
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Основы производственной деятельности на морских судах
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Работа с судовыми устройствами
- Электроника и электротехника
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Организация судовых работ
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Выполнение работ по профессии "Матрос"
- Коммерческая эксплуатация судна
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Технические средства судовождения
- Экологические основы природопользования
- Электрооборудование судов
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)».
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовое радиооборудование и радионавигационные системы
- Технология перевозки грузов водным транспортом
- Управление судном и безопасность мореплавания
- Информационные технологии на водном транспорте
- Морские каналы и средства навигационного оборудования морских путей
- Навигационная гидрометеорология
- Судовые энергетические установки
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Эффективность работы судна
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)»
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
- Управление работой флота
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Морская практика
Лекция (урок):
1. Общие сведения о рангоуте; рангоут судна с механиче- ским двигателем; мачты, плумачты, стеньги, реи, гафе- ли, стрелы, флагштоки; назначение и терминология основных частей рангоута; типы судовых мачт, их расположение и крепление
2. Понятие такелажа; основные снасти стоячего такелажа (ванты, штаги, контрштаги, штаг-карнак, их назначе- ние и расположение на судне); основные снасти бегу- чего такелажа (фалы, топенанты, оттяжки, грузовые шкентеля, их назначение; уход за рангоутом и такелажем)
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Практическое занятие:
Практические занятия по вязанию морских узлов
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Тема 1. Рангоут и такелаж морского судна
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Уход за корпусом, палубами и надстройками. Уход за грузовыми трюмами, танками и цистернами. Уход за судовыми помещениями. Судовые уборки и санитарные авралы. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация и фумигация на судах
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Тема 2. Техническая эксплуатация судна
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
Якорное устройство. Швартовное устройство. Грузовое устройство. Рулевое устройство. Спасательные средства
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Практическое занятие:
Команды рулевому, действия по ним и доклады
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Тема 3. Судовые устройства и спасательные средства
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
1. Классификация и состав судового радиооборудования, радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне; особенности применения радиосвязи для пере- дачи сигналов бедствия, срочности и безопасности; зрительными средствами связи (светосигнальные сред- ства, флаги МСС, сигнальные фигуры, пиротехниче- ские средства сигнализации, их хранение и использо- вание на судне); звуковые средства связи
2. Понятие, способы и виды сигнализации в портах, пра- вила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты, особенности ведения наблюдения по секторам, форма докладов о результатах наблюдений. Использо- вание судовой громкоговорящей связи
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Практическое занятие:
Порядок вызова, ответа, процедурные сигналы. Фонетическая таблица произношения букв, цифр и знаков
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Тема 4. Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Лекция (урок):
удовые средства оповещения о бедствии и организация поиска с помощью спутниковой системы. Снятие людей с бедствующего судна. Оказание помощи человеку, упавше- му за борт. Снятие судна с мели. Плавание судна во льдах.
Борьба с обледенением. Особенности плавания в штормовых условиях
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
Тема 5. Оказание помощи на море и плавание в особых обстоятельствах
К 6.1,К 6.2,К 6.3,К 6.4,К 6.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ПК 1.4.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.6.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морская практика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
6.2 Дополнительная литература
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.