2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.03 – ПД.02 – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ПД.02 – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Е.В. Агаркова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Астрономия
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация судовых работ
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Электроника и электротехника
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 101 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
101
32
69
В том числе: 
Лекционные занятия
55
16
39
Лабораторные занятия
46
16
30
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
101
32
69
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Тема 1.1 Введение. 
Лекция (урок):

Роль информационной деятельности в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.2 Основные этапы развития информационного общества. 
Лекция (урок):

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Роль информационной деятельности в современном обществе

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.3 Роль информационной деятельности в современном обществе
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. Образовательные информационные ресурсы.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Правовые нормы, относящиеся к информации.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. Работа с программным обеспечением. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Электронное правительство

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 1.5 Электронное правительство
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 3. Знакомство с порталом государственных услуг.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 2. Информация и информационные процессы
 
Тема 2.1 Подходы к понятию и измерению информации
Лекция (урок):

Подходы к понятию и измерению информации

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.2 Информационные объекты различных видов
Лекция (урок):

Информационные объекты различных видов

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.3 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации
Лекция (урок):

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.4 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Лекция (урок):

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.5 Принципы  обработки информации при помощи компьютера. 
Лекция (урок):

Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.6 Элементная база компьютера
Лекция (урок):

Элементная база компьютера.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.7 Алгоритмы и способы их описания
Лекция (урок):

Алгоритмы и способы их описания

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.8 Разработка несложного алгоритма решения задачи
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. Разработка несложного алгоритма решения задачи.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.8 Этапы решения задач с использованием компьютера
Лекция (урок):

Этапы решения задач с использованием компьютера

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.9 Компьютер как исполнитель команд. 
Лекция (урок):

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Компьютерные модели различных процессов.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.10 Компьютерные модели различных процессов
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 6. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Хранение информационных объектов различных видов. Архив информации.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 7 Файловая система хранения, поиска и обработки информации на диске

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.11 Хранение информационных объектов различных видов
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 8. Создание архива данных. Атрибуты файла и его объем

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 2.11 Хранение информационных объектов различных видов
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 9 Извлечение данных из архива

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
2 семестр
 
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
 
Тема 3.1 Архитектура компьютеров. 
Лекция (урок):

Архитектура компьютеров. Основные характеристики ПК.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру
Лекция (урок):

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.3 Виды программного обеспечения 
Лекция (урок):

Виды программного обеспечения

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.4 Объединение компьютеров в локальную сеть
Лекция (урок):

Объединение компьютеров в локальную сеть.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.5 Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
Лекция (урок):

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.6 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение
Лекция (урок):

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 3.7 Защита информации, антивирусная защита
Лекция (урок):

Защита информации, антивирусная защита.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
 
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
Лекция (урок):

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 10. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 11. Технологии обработки текста. Использование шаблонов.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 12. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.2 Использование систем проверки орфографии и грамматики
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 13. Гипертекстовое представление информации.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Возможности динамических (электронных) таблиц

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.3 Возможности динамических (электронных) таблиц
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 14. Использование различных возможностей электронных таблиц.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.3 Возможности динамических (электронных) таблиц
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 15. Средства графического представления статистических данных.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Представление об организации баз данных и системах управления ими.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 16. Организация баз данных.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.4 Представление об организации баз данных и системах управления ими
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 17. Формирование запросов для работы с электронными каталогами.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 4.5 Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 18. Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
 
Лекция (урок):

Представление о технических программных средствах телекоммуникационных технологий.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 5.1 Представление о технических программных средствах телекоммуникационных технологий
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 19. «Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Передача информации между компьютерами.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 5.2 Передача информации между компьютерами
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 17. Поиск информации на государственных образовательных порталах.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Лекция (урок):

Методы и средства создания и сопровождения сайта.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 5.3 Методы и средства создания и сопровождения сайта
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 20. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Контрольная работа. Зачет
Лекция (урок):
3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова Информатика:учебник для студ. учреждений СПО. - «Академия, 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Зимин В.П Информатика.Лабораторный практикум:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
2. Зимин, В.П. Информатика. Лабораторный практикум:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.