2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Психология общения
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
26.02.03 – ОГСЭ.03. – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОГСЭ.03. – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Психология общения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психология общения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.8 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Психология общения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
28
28
Самостоятельная работа
8
8
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Др
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Понятие и сущность общения
 
Тема 1.1 Сущность, цели, структура и уровни общения

Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 1.2 Функции общения

Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 1.2 Выполнение набора тестовых методик на особенности личного общения, а так же подробный письменный самоанализ личного общения (особенности, ошибки, проблемы)
Самостоятельная работа:
3
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 1.3 Стороны и модели общения

Лекция (урок):
4
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 1.3 Составление общего психологического портрета одногруппника
Самостоятельная работа:
3
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 2. Средства общения
 
Тема 2.1 Вербальные и невербальные средства общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 2.2 Язык телодвижений, мимики и поз

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 2.3 Средства общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 2.3 Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи на тему: «Невербальное общение»
Самостоятельная работа:
2
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 3. Речь и язык в общении
 
Тема 3.1 Основные понятия, теории и функции речи

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 3.2 Взаимосвязь общения и деятельности

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 4. Стратегия, тактика и виды общения
 
Тема 4.1 Стратегия и тактика общения
Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 4.2 Виды общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 4.3 Роли и ролевые ожидания в общении

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 5. Общение как коммуникация
 
Тема 5.1 Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 5.2 Коммуникационные роли и манипуляции

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 5.3 Барьеры коммуникаций

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 6. Техники и приёмы общения
 
Тема 6.1 Основные понятия и виды слушания

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 6.2 Техники и приёмы общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 7. Деловое общение
 
Тема 7.1 Понятие, структура делового общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 7.2 Виды делового общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 7.3 Этические принципы общения

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 8. Суггестивность (внушаемость) слова
 
Тема 8.1 Основные понятия и теории суггестивности

Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Раздел 9. Конфликты в общении
 
Тема 9.1 Конфликт и толерантность

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
Тема 9.2 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.