ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – ОГСЭ.03. – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
26.02.03 – ОГСЭ.03. – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Психология общения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психология общения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.8 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Психология общения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Понятие и сущность общения
Тема 1.1 Сущность, цели, структура и уровни общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 1.2 Выполнение набора тестовых методик на особенности личного общения, а так же подробный письменный самоанализ личного общения (особенности, ошибки, проблемы)
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 1.3 Стороны и модели общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 1.3 Составление общего психологического портрета одногруппника
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 2. Средства общения
Тема 2.1 Вербальные и невербальные средства общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 2.2 Язык телодвижений, мимики и поз
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 2.3 Средства общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 2.3 Конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи на тему: «Невербальное общение»
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 3. Речь и язык в общении
Тема 3.1 Основные понятия, теории и функции речи
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 3.2 Взаимосвязь общения и деятельности
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 4. Стратегия, тактика и виды общения
Тема 4.1 Стратегия и тактика общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 4.3 Роли и ролевые ожидания в общении
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 5. Общение как коммуникация
Тема 5.1 Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 5.2 Коммуникационные роли и манипуляции
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 5.3 Барьеры коммуникаций
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 6. Техники и приёмы общения
Тема 6.1 Основные понятия и виды слушания
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 6.2 Техники и приёмы общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 7. Деловое общение
Тема 7.1 Понятие, структура делового общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 7.2 Виды делового общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 7.3 Этические принципы общения
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 8. Суггестивность (внушаемость) слова
Тема 8.1 Основные понятия и теории суггестивности
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Раздел 9. Конфликты в общении
Тема 9.1 Конфликт и толерантность
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
Тема 9.2 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
К 3.8,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.,ПК 2.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.