ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 – ОП.12. – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 – ОП.12. – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- технологические процессы и методики, используемые при обработке и анализе навигационной информации на судне
Уметь:
- анализировать риски и эффективность различных способов планирования маршрута и определения местоположения на судне, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для повышения безопасности и эффективности перехода
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- методы и принципы работы различных программных средств и технологий, используемых для поиска, анализа и интерпретации информации
Уметь:
- выбирать наиболее подходящие программные средства и технологии для поиска, анализа и интерпретации информации в зависимости от конкретной задачи
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- основые модели реализации профессионального и личностного развития
Уметь:
- разрабатывать и реализовывать планы профессионального и личностного развития, учитывая собственные интересы и потребности профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
Знать:
- особенности взаимодействия в межличностных отношениях
Уметь:
- работать в группе на основе распределения задач и ответственности
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- основные функции и возможности программного обеспечения для работы с документами
Уметь:
- использовать программное обеспечение для работы с документами для создания, редактирования и форматирования документов на государственном и иностранных языках
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
- основы работы с компьютером и операционной системой
- принципы функционирования технических средств судовождения и судовых систем связи
Уметь:
- правильно использовать технические средства судовождения и судовые системы связи в соответствии со спецификой профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
Знать:
- основные операционные системы для работы с судовой информацией и ее распределением
- базы данных для хранения информации о судах, их технических характеристиках и местоположении
Уметь:
- создавать и работать с электронными таблицами для сбора и обработки данных, связанных с эксплуатацией судна
Иметь практический опыт:
ПК 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна.
Знать:
- принципы работы системы глобального позиционирования (GPS) и другие навигационные систем, используемые на судах
Уметь:
использовать специализированные программные средства для планирования маршрута и определения местоположения на судне
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- География морского судоходства
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Коммерческая эксплуатация судна
- Технические средства судовождения
- Производственная (по профилю специальности) практика
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
Лекция (урок):
Классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Руководство по использованию компьютеров на морских судах
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Самостоятельная работа:
Введение. Информационные системы, технологии и средства обеспечения. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
Лекция (урок):
1. Программное обеспечение для управления безопасностью на морских судах: системы контроля доступа, видеонаблюдение, системы пожарной безопасности и т.д.
2. Программные решения для эффективного управления персоналом на борту: автоматизация расписаний работы, ведение кадрового учета, контроль за выполнением задач и т.д.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Пакеты прикладных программ. Примеры использования на морском транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем
Самостоятельная работа:
Программное обеспечение информационных систем и транспортных технологий. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 3. Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте
Лекция (урок):
1. Способы связи на морских судах
2. Инновационные технологии в области связи на морских судах
3. Современные интернет-сервисы для обмена и передачи информации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Использование современных интернет сервисов для обмена и передачи информации.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 3.1 Системы связи на водном транспорте
Самостоятельная работа:
Системы связи. Основные понятия. Система ГМССБ. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 4. Программное сопровождение профессиональной деятельности
Лекция (урок):
1. Основы правовых систем на морском транспорте
2. Справочные системы на морских судах
3. Электронные правовые системы
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 4.1 Справочно-правовые системы
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Работа правовыми системами.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 4.2 Картографические навигационно-информационные системы
Лекция (урок):
1. Основы картографии и геоинформатики
2. Картографические навигационно-информационные системы на морском транспорте
3. Программное обеспечение картографических навигационно-информационных систем
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Лекция (урок):
1. Основные принципы работы систем мониторинга
2. Технологии, используемые в системах мониторинга водного транспорта
3. Функциональность систем мониторинга и ее роль в обеспечении безопасности на водном транспорте
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 4.3 Системы мониторинга водного транспорта
Самостоятельная работа:
Системы мониторинга морского транспорта. Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Лекция (урок):
1. Специфика использования тренажерных систем
2. Функциональные возможности комплексов компьютерного сопровождения профессиональной деятельности на морских судах
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 4.4 Тренажерные системы и комплексы
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Работа с судовой документацией.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 4.4 Тренажерные системы и комплексы
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Сканирование документов.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 5. Основы информационной и компьютерной безопасности
Лекция (урок):
1. Основные принципы информационной безопасности
2. Технические средства и программные продукты для защиты информации на борту судна
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическое занятие № 7. Архивация данных, резервное копирование
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 5.1 Информационная безопасность и защита информации
Практическое занятие:
Практическая работа № 8. Контрольная работа.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Лекция (урок):
1. Системы мониторинга и обнаружения утечек информации на борту судна
2. Разработка планов действий в случае нарушения информационной безопасности на борту судна
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 5.2 Виды угроз и утечки информации
Практическое занятие:
Практическая работа № 9. «Управление киберрисками в морской отрасли»
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 6. Сетевые информационные технологии
Лекция (урок):
1. Беспроводные технологии передачи данных.
2. Организация беспроводной сети.
3. Сетевое оборудование.
4. Облачные технологии хранения данных
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 10. Морской интернет.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Самостоятельная работа:
Сетевые технологии. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 6.1 Сетевые технологии.
Самостоятельная работа:
Беспроводные технологии передачи данных. Организация беспроводной сети. Сетевое оборудование. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 6.1 Технологии «блокчейн» на водном транспорте
Практическое занятие:
Практическая работа № 11. Технология «Интернет-вещей» на водном транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 6.1 Сетевые технологии.
Самостоятельная работа:
Облачные технологии хранения данных. Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 7. Системы управления водным транспортом
Лекция (урок):
1. Системы спутниковой навигации.
2. Системы управления.
3. Совершенствование системы управления водным транспортом.
4. Автоматизированные системы управления.
5. Система управления движением судов (СУДС).
6. Телематика водного транспорта
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Самостоятельная работа:
Системы спутниковой навигации. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 7.1 Технологии идентификации объектов.
Самостоятельная работа:
Системы управления. Автоматизированные системы управления. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Лекция (урок):
1. Автоматизированные системы управления.
2. Автоматизированные системы управления
3. Система управления движением судов (СУДС)
4. Телематика водного транспорта.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 13. Интеллектуальные транспортные системы.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 7.2 Совершенствование системы управления водным транспортом
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Раздел 8. Автоматизированные рабочие места
Лекция (урок):
Контрольная работа. Зачетное занятие
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 14. Составляющие АРМ Судоводителя
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
Тема 8.1 Автоматизированные рабочие места
Самостоятельная работа:
Автоматизированные рабочие места. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов Информационные технологии на транспорте [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государствен-ная академия водного транспорта, 2018. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76831.html
2. С. А. Андронов, В. А. Фетисов Интеллектуальные транспортные системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86674.html
6.2 Дополнительная литература
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии 4-е изд., пер. и доп.:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
2. С. С. Кубрин, В. Н. Кучерин, И. М. Иванов Автоматическая информационная система [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47922.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.