2024-2025_26_02_03_52_20_12345-6217_plx_Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 – ОП.12. – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.12. – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Г.В. Ревус
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- технологические процессы и методики, используемые при обработке и анализе навигационной информации на судне

Уметь:

- анализировать риски и эффективность различных способов планирования маршрута и определения местоположения на судне, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для повышения безопасности и эффективности перехода

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы и принципы работы различных программных средств и технологий, используемых для поиска, анализа и интерпретации информации

Уметь:

- выбирать наиболее подходящие программные средства и технологии для поиска, анализа и интерпретации информации в зависимости от конкретной задачи

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основые модели реализации профессионального и личностного развития

Уметь:

- разрабатывать и реализовывать планы профессионального и личностного развития, учитывая собственные интересы и потребности профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности взаимодействия в межличностных отношениях

Уметь:

- работать в группе на основе распределения задач и ответственности

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные функции и возможности программного обеспечения для работы с документами

Уметь:

- использовать программное обеспечение для работы с документами для создания, редактирования и форматирования документов на государственном и иностранных языках

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы работы с компьютером и операционной системой

- принципы функционирования технических средств судовождения и судовых систем связи

Уметь:

- правильно использовать технические средства судовождения и судовые системы связи в соответствии со спецификой профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные операционные системы для работы с судовой информацией и ее распределением

- базы данных для хранения информации о судах, их технических характеристиках и местоположении

Уметь:

- создавать и работать с электронными таблицами для сбора и обработки данных, связанных с эксплуатацией судна

Иметь практический опыт:

ПК 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы системы глобального позиционирования (GPS) и другие навигационные систем, используемые на судах

Уметь:

использовать специализированные программные средства для планирования маршрута и определения местоположения на судне

Иметь практический опыт:

К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- География морского судоходства
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Информатика
 
- Математика
 
- Основы судовождения
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская практика
 
- Навигация и лоция
 
- Учебная практика
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Технические средства судовождения
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
 
Лекция (урок):

Классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Руководство по использованию компьютеров на морских судах

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 1.1 Введение
Самостоятельная работа:

Введение. Информационные системы, технологии и средства обеспечения. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации

0,5
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
 
Лекция (урок):

1. Программное обеспечение для управления безопасностью на морских судах: системы контроля доступа, видеонаблюдение, системы пожарной безопасности и т.д.

2. Программные решения для эффективного управления персоналом на борту: автоматизация расписаний работы, ведение кадрового учета, контроль за выполнением задач и т.д.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Пакеты прикладных программ. Примеры использования на морском транспорте.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем
Самостоятельная работа:

Программное обеспечение информационных систем и транспортных технологий. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации

0,5
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 3. Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте
 
Лекция (урок):

1. Способы связи на морских судах

2. Инновационные технологии в области связи на морских судах

3. Современные интернет-сервисы для обмена и передачи информации

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Использование современных интернет сервисов для обмена и передачи информации.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 3.1 Системы связи на водном транспорте
Самостоятельная работа:

Системы связи. Основные понятия. Система ГМССБ. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,5
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 4. Программное сопровождение профессиональной деятельности
 
Лекция (урок):

1. Основы правовых систем на морском транспорте

2. Справочные системы на морских судах

3. Электронные правовые системы

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 4.1 Справочно-правовые системы
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Работа правовыми системами.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 4.2 Картографические навигационно-информационные системы
Лекция (урок):

1. Основы картографии и геоинформатики

2. Картографические навигационно-информационные системы на морском транспорте

3. Программное обеспечение картографических навигационно-информационных систем

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Основные принципы работы систем мониторинга

2. Технологии, используемые в системах мониторинга водного транспорта

3. Функциональность систем мониторинга и ее роль в обеспечении безопасности на водном транспорте

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 4.3 Системы мониторинга водного транспорта
Самостоятельная работа:

Системы мониторинга морского транспорта. Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации

0,5
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Специфика использования тренажерных систем

2. Функциональные возможности комплексов компьютерного сопровождения профессиональной деятельности на морских судах

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 4.4 Тренажерные системы и комплексы
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Работа с судовой документацией.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 4.4 Тренажерные системы и комплексы
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Сканирование документов.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 5. Основы информационной и компьютерной безопасности
 
Лекция (урок):

1. Основные принципы информационной безопасности

2. Технические средства и программные продукты для защиты информации на борту судна

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Архивация данных, резервное копирование

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 5.1 Информационная безопасность и защита информации
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Контрольная работа.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Системы мониторинга и обнаружения утечек информации на борту судна

2. Разработка планов действий в случае нарушения информационной безопасности на борту судна

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 5.2 Виды угроз и утечки информации
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. «Управление киберрисками в морской отрасли»

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 6. Сетевые информационные технологии
 
Лекция (урок):

1. Беспроводные технологии передачи данных.

2. Организация беспроводной сети.

3. Сетевое оборудование.

4. Облачные технологии хранения данных

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 10. Морской интернет.

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Самостоятельная работа:

Сетевые технологии. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 6.1 Сетевые технологии. 
Самостоятельная работа:

Беспроводные технологии передачи данных. Организация беспроводной сети. Сетевое оборудование. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 6.1 Технологии «блокчейн» на водном транспорте
Практическое занятие:

Практическая работа № 11. Технология «Интернет-вещей» на водном транспорте.

1
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 6.1 Сетевые технологии. 
Самостоятельная работа:

Облачные технологии хранения данных. Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 7. Системы управления водным транспортом
 
Лекция (урок):

1. Системы спутниковой навигации.

2. Системы управления.

3. Совершенствование системы управления водным транспортом.

4. Автоматизированные системы управления.

5. Система управления движением судов (СУДС).

6. Телематика водного транспорта

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Самостоятельная работа:

Системы спутниковой навигации. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,5
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 7.1 Технологии идентификации объектов. 
Самостоятельная работа:

Системы управления. Автоматизированные системы управления. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Лекция (урок):

1. Автоматизированные системы управления.

2. Автоматизированные системы управления

3. Система управления движением судов (СУДС)

4. Телематика водного транспорта.

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 13. Интеллектуальные транспортные системы.

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 7.2 Совершенствование системы управления водным транспортом
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Раздел 8. Автоматизированные рабочие места
 
Лекция (урок):

Контрольная работа. Зачетное занятие

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 14. Составляющие АРМ Судоводителя

2
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
Тема 8.1 Автоматизированные рабочие места
Самостоятельная работа:

Автоматизированные рабочие места. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,25
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.,ПК 1.4.,ПК 4.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов Информационные технологии на транспорте [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государствен-ная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76831.html 
 
2. С. А. Андронов, В. А. Фетисов Интеллектуальные транспортные системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86674.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии 4-е изд., пер. и доп.:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
2. С. С. Кубрин, В. Н. Кучерин, И. М. Иванов Автоматическая информационная система [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47922.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.