ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Обществознание (включая экономику и право)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
2.Двойственная природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Потребности, способности и интересы.
1.Духовная культура личности и общества
2.Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
1.Наука и образование в современном мире
2.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.
1.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
2.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Рели-гия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Искусство. Виды искусств. Роль морали, религии и искусства в жизни людей.
1.Общество как сложная динамическая система
2.Общество как сложная динамическая система. Основ-ные институты общества, их функции. Многовариа-тивность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
1.Особенности современного мира. Процессы глобали-зации. Глобальные проблемы человечества.
2.Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза человечеству. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы
2.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. Типы экономических систем.
1.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
2.Спрос и предложение. Их факторы. Издержки, выручка, прибыль. Роль фирм в экономике. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Деньги. Банковская система и Роль центрального банка. Инфляция, её виды, причины возникновения. Налоги. Функции государства в экономике.
1.Рынок труда и безработица
2.Спрос на труд и его факторы. Предложения труда.роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, причины и последствия. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход.
1.Основные проблемы экономики России.
2.Особенности современной экономики России. Экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Россия в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы.
1.Социальная роль и стратификация
2.Социальные отношения. Социальная стратификация.Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальный статус и престиж.
1.Социальные нормы и конфликты
2.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальный конфликт. Причины возникновения и пути разрешения социальных конфликтов.
1.Важнейшие социальные общности и группы
2.Особенности социальной стратификации в современной России. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в России. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Права и обязанности супругов. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
1.Политика и власть. Государство в политической системе
2.Понятие власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Функции государства. Типология политических режимов. Условия формирования демократических институтов и традиций.
1.Участники политического процесса
2.Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения, их классификация.
1.Элита и политическое лидерство
2.Понятие политической элиты. Политическая элита, особенности её формирования в современной России.
1.Избирательный процесс
2.Понятие и сущность избирательного права. Особенности избирательной компании Российской Федерации.
1.Правовое регулирование общественных отношений
2.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права. Формы права. Действие нормативных актов.
Основы конституционного права РФ
Конституционное право как отрасль российского права. Виды власти. Понятие гражданства. Судебная система Российской Федерации. Обязанность защиты Отечества.
1.Отрасли российского права
2.Гражданское право и гражданские правоотношения.
1.Правосознание и правотворчество: понятие, структура, роль в жизни общества
2.Роль правосознания в повседневной жизни индивида. Определение правотворчества, его цель и способы реализации.
1.Международное право
2.Права человека. Международные нормативные акты по правам человека. Конвенция ООН о правах человека.
Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.