2024-2025_26_02_05_51_22_1234-6217_plx_Подготовка по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.05 –   МДК.04.01 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 –   МДК.04.01 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Корнева В.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне

Уметь:

- выбирать способы решения задач к различным контекстам

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- пользоваться современными технологиями для выполнения производственных задач

Иметь практический опыт:

- опыт использования  современных средств  поиска.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне.

Уметь:

- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Иметь практический опыт:

- опыт работы в коллективе и команде.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Уметь:

- пользоваться устной и письменной коммуникацией на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Иметь практический опыт:

- общение на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по охране окружающей среды и принципы бережливого производства

Уметь:

- содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.

Уметь:

- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Иметь практический опыт:

- пользования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство судового оборудования

Уметь:

- выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования

Иметь практический опыт:

- выполнения ремонта судового оборудования.

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста при заступлении, несении и сдаче вахты;

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

Иметь практический опыт:

- опыт несения безопасной вахты  в МО.

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обычные обязанности по вахте в машинном отделении

Уметь:

- выполнять обычные обязанности по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава.

Иметь практический опыт:

- опыт выполнения обычных обязанностей по вахте в МО.

К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- команды, относящимся к обязанностям  по несению вахты.

Уметь:

- понимать команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты

Иметь практический опыт:

- общения по вопросам, относящихся  к обязанностям по несению вахты

К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и работу котельной установки

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в котельном отделении поддерживать надлежащий уровень воды и давления пара

Иметь практический опыт:

- опыт несения вахты в котельном отделении

К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расписание по тревогам, виды и способы подачи сигналов бедствия;

Уметь:

- пользоваться аварийным оборудованием

Иметь практический опыт:

- опыт использования аварийного оборудования.

К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Основы управления структурным подразделением
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
126
98
28
В том числе: 
Лекционные занятия
112
92
20
Практические занятия
14
6
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
126
98
28
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Технология судоремонта
 
Тема 1.1 Основы организации судоремонта
Лекция (урок):

1. Назначение судоремонта.

2. Общие понятия о судоремонтных предприятиях

3. Виды ремонта.

4. Организация ремонта силами судового экипажа.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Ремонт судовых систем
Лекция (урок):

1. Разборка трубопроводов, арматуры и их маркировка.

2. Очистка и дефектация трубопроводов и арматуры.

3. Инструмент и приспособления, применяемые при ремонте.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.3 Ремонт судовых вспомогательных механизмов
Лекция (урок):

1. Характерные износы палубных механизмов и устройств.

2. Характерные износы и повреждения насосов.

3. Техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонте СВМ.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.4 Ремонт судовых двигателей.
Лекция (урок):

1. Характерные износы в деталях и узлах ДВС.

2. Ремонт остова ДВС.

3. Ремонт КШМ.

4. Правила техники безопасности  и противопожарные меры при ремонте ДВС.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.5 Ремонт судовых паровых вспомогательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Основные неисправности котлов. Выявление дефектов корпуса, водогрейных  и дымогарных труб, кирпичной кладки, арматуры.

2. Способы ремонта и замены дефектных труб и глушение в судовых условиях.

3. Ремонт форсунок, топочного устройства, обмуровки и изоляции котла.

4. Гидравлические испытания котла после ремонта.

5. Техника безопасности и противопожарные меры при ремонте котлов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Основы технологии материалов
 
Тема 2.1 Металлические сплавы
Лекция (урок):

1. Производство чугуна и стали. Классификация и маркировка.

2. Медь и её сплавы. Латуни. Бронза. Маркировка и область применения в судовом машиностроении и судоремонте.

3. Алюминий и его сплавы. Маркировка.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Обработка металлов. Неметаллические материалы.
Лекция (урок):

1. Термическая и химико-термическая обработка материалов.

2. Механическая обработка металлов. Паяние и сварка.

3. Коррозия металлов и меры борьбы с ней.

4. Пластмассы. Составы на основе эпоксидных смол.

Прокладочные и набивочные материалы для различных сред

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Основы теории и устройства судна
 
Тема 3.1 Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества, конструктивные особенности
Лекция (урок):

1. Классификация судов по различным признакам.

2. Расположение оборудования и помещений.

3. Основные сечения корпуса судна.

4. Водоизмещение судна.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.2 Общее устройство судна
Лекция (урок):

1. Общее устройство и формы обводов корпуса судна

2. Устройство  внутренних помещений и надстроек судна.

3. Эксплуатационные и морские качества судна.

4. Понятия грузовой марки и марки углубления, минимального надводного борта.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.3 Элементы и характеристики корпуса судна. 
Лекция (урок):

1. Судовой набор. Понятия  о продольной и поперечной прочности корпуса судна.

2. Характеристика систем набора корпуса.

3. Наружная обшивка судна, палубный настил, пиллерсы, комингсы.

4. Водонепроницаемые двери.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.4 Конструкции корпуса судна.
Лекция (урок):

1. Виды и конструкции надстроек и рубок.

2. Штевни, тоннель гребного вала, дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов.

3. Фундаменты под судовые двигатели и котлы.

4. Конструктивные особенности танкеров, судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, лихтеровозов.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.5 Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение
Лекция (урок):

1. Технические средства, применяемые для спасения личного состав при аварийных ситуациях.

2. Технические средства для борьбы с водой и огнем при ликвидации повреждений судов.

3. Средства для поддержания судов на плаву.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.6 Рулевое и якорно-швартовное устройства.
Лекция (урок):

1. Назначение рулевого устройства, его основные части и их расположение,

2. Специальные рули и подруливающие устройства.

Назначение якорного устройства, его составные части и расположение.

3. Швартовное устройство, его составные части.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.7 Грузовое, буксирное, спасательное, мачтовое устройства судна.
Лекция (урок):

1. Буксирное устройство.

2. Грузовое устройство со стрелами и кранами.

3. Особенности грузовых устройств ролкерных судов и лихтеровозов.

4. Грузовые люки и люковые закрытия.

5. Спасательное устройств и мачтовое устройство.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.8 Грузовое оборудование и системы танкера.
Лекция (урок):

1. Грузовое оборудование танкера.

2. Разновидности грузовых и зачистных систем.

3. Понятие и назначение  насосного отделения танкера и его расположение, освещение и вентиляция

4. Меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.

5. Системы подогрева груза, орошения палубы и газоотвода.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 4. Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
Тема 4.1 Правовые основы безопасности судоходства.
Лекция (урок):

1. Понятия транспортной безопасности.

2. Основные положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

3. Деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.2 Охрана окружающей среды.
Лекция (урок):

1. Причины и источники загрязнения водной среды с судов.

2. Системы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды.

3. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды.

4. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.

5. Требования конвенции МАРПОЛ 73/78.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 5. Основные сведения о требованиях 78 споправками, МКУБ, МК МАРПОЛ 73/78, СОЛАС 74/78 ПДНВ 
 
Тема 5.1 Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды (вахтенные мотористы)
Лекция (урок):

1. Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды в соответствии с международными требованиями.

2. Процедуры несения вахты в МО и КО.

3. Техника безопасности при работе в МО и эксплуатации котлов.

4. Основные процедуры по защите окружающей среды.

5. Устройство и назначение аварийно-предупредительных сигналов.

6. Обязанности вахтенного моториста при авариях.

7. Техника использования противопожарного оборудования в машинных помещениях.

8. Пути эвакуации из машинных помещениях

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 6. СДВС, их эксплуатация и ТБ при эксплуатации
 
Тема 6.1 Общие сведения о дизелях
Лекция (урок):

1. Понятия о поршневых двигателях внутреннего сгорания.

2. Принцип действия 4- тактного и 2-тактного

дизелей.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.2 Основы теории рабочего процесса.
Лекция (урок):

1. Индикаторные диаграммы дизелей.

2. Классификация  и маркировка дизелей.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.3 Основные детали остова дизелей
Лекция (урок):

1. Фундаментная рама.

2. Рамовые подшипники.

3. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.

4. Картер и блок картеры.

5. Втулки и крышки цилиндров.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.4 Основные детали КШМ
Лекция (урок):

1. Поршни.

2. Поршневые кольца и пальцы.

3. Способы охлаждения поршней.

4. Шатуны.

5. Головки шатуна.

6. Коленчатые валы.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.5 Смесеобразования в дизелях.
Лекция (урок):

1. Понятие о смесеобразовании.

2. Однокамерное и многокамерное смесеобразование.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.6 Системы дизеля
Лекция (урок):

1. Система газообразования.

2. Топливная система.

3. Смазочная система.

4. Система охлаждения

5. Системы пуска, реверсирования и управления

главным двигателем.

10
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Организация технической эксплуатации

2. Работа дизелей на различных режимах.

3. Обслуживание  дизелей во время работы.

Остановка дизеля.

4. Меры безопасности при эксплуатации дизелей. 

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.7 Техническая эксплуатация дизелей
Практическое занятие:

Подготовка к пуску и пуск дизеля.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 7. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 7.1 Судовая пароэнергетическая установка
Лекция (урок):

1. Состав котельной установки.

2. Понятие и свойства водяного пара.

3. Классификация судовых паровых котлов

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов.

2. Конструкции утилизационных паровых котлов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.2 Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов
Практическое занятие:

Принцип действия котла - утилизатора КУВ 100

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.3 Арматура и форсунки паровых котлов. Корпус котла, циркуляция воды в котле
Лекция (урок):

1. Арматура котлов.

2. Топки и топочное устройство.

3. Форсунки котлов. Автоматизированная форсунка «Монарх».

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Марки топлив для вспомогательных котлов.

2. Водообработка и режим продувания котлов.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.4 Топливная и питательная системы котлов
Практическое занятие:

Схемы топливной и питательной  системы котлов КОАВ 200(68), КВА 0,5/5.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.5 Эксплуатация вспомагательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Подготовка котла к действию и включение его в работу.

2. Обслуживание котельной установки во время её работы.

3. Выключение котла из работы.

4. Надзор за состоянием котлов и правила безопасного обслуживания при их эксплуатации.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 8. Основы электротехники, электрооборудования судов и элементы судовой электроавтоматики
 
Тема 8.1 Основные электромеханические законы. Электрические машины
Лекция (урок):

1. Особенности применения электрической энергии на судах.

2. Понятие электрической цепи и её элементов.

3. Аккумуляторы и их соединения.

4. Работа простейшего генератора  переменного тока

5. Устройство машины постоянного тока.

6. Виды электрооборудования судов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.2 Судовые электрические станции. Аппаратура
Лекция (урок):

1. Назначение и классификация электрической аппаратуры управления и защиты.

2. Коммутационные аппаратуры автоматического управления.

3. Обслуживание электрической аппаратуры управления и защиты.

4. Основные элементы и классификация судовых электростанций.

5. Назначение и устройство главного распределительного щита.

6. Осбенности обслуживания электрических сетей

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.3 Судовые электроприводы. Аппаратура управления электроприводами
Лекция (урок):

1. Системы управления электроприводами.

2. Основные элементы и их взаимодействие в системе.

3. Условные обозначения в электрических схемах.

4. Назначение рулевого электропривода и его основные элементы.

5. Схема управления электроприводом шлюпочной лебедки.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 8.4 Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь
Лекция (урок):

1. Системы пожарной и авральной сигнализации

2. Действие электрического тока на человека

3. Меры предупреждения  травматизма.

4. Способы тушения пожаров  в электроустановках.

5. Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 семестр
 
Раздел 9. Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
Лекция (урок):

1. Механические рулевые приводы.

2. Электрические и гидравлические приводы.

3. Рулевые машины.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.1 Механизмы рулевых устройств
Практическое занятие:

Гидравлическая рулевая машина типа РГ.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Устройство шпилей.

2. Устройство брашпиля.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Якорно - швартовные механизмы
Практическое занятие:

Работа электрического брашпиля.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.3 Грузоподъёмные механизмы
Лекция (урок):

1. Грузовые стрелы и лебедки.

2. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.4 Судовые насосы
Лекция (урок):

1. Объёмные насосы.

2. Лопастные насосы.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Классификация и состав судовых систем.

2. Трюмные и противопожарные системы.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.5 Общесудовые системы
Практическое занятие:

Система углекислотного тушения.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.