ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- нормативные правовые акты по организации службы на судне
Уметь:
- выбирать способы решения задач к различным контекстам
Иметь практический опыт:
- современные средства поиска и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Уметь:
- пользоваться современными технологиями для выполнения производственных задач
Иметь практический опыт:
- опыт использования современных средств поиска.
- нормативные правовые акты по организации службы на судне.
Уметь:
- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Иметь практический опыт:
- опыт работы в коллективе и команде.
- устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Уметь:
- пользоваться устной и письменной коммуникацией на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Иметь практический опыт:
- общение на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
- требования по охране окружающей среды и принципы бережливого производства
Уметь:
- содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Иметь практический опыт:
- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Иметь практический опыт:
- пользования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- устройство судового оборудования
Уметь:
- выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования
Иметь практический опыт:
- выполнения ремонта судового оборудования.
- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста при заступлении, несении и сдаче вахты;
Уметь:
- нести ходовые и стояночные вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;
Иметь практический опыт:
- опыт несения безопасной вахты в МО.
- обычные обязанности по вахте в машинном отделении
Уметь:
- выполнять обычные обязанности по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава.
Иметь практический опыт:
- опыт выполнения обычных обязанностей по вахте в МО.
- команды, относящимся к обязанностям по несению вахты.
Уметь:
- понимать команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
Иметь практический опыт:
- общения по вопросам, относящихся к обязанностям по несению вахты
- устройство и работу котельной установки
Уметь:
- нести ходовые и стояночные вахты в котельном отделении поддерживать надлежащий уровень воды и давления пара
Иметь практический опыт:
- опыт несения вахты в котельном отделении
- расписание по тревогам, виды и способы подачи сигналов бедствия;
Уметь:
- пользоваться аварийным оборудованием
Иметь практический опыт:
- опыт использования аварийного оборудования.
часов
1. Назначение судоремонта.
2. Общие понятия о судоремонтных предприятиях
3. Виды ремонта.
4. Организация ремонта силами судового экипажа.
1. Разборка трубопроводов, арматуры и их маркировка.
2. Очистка и дефектация трубопроводов и арматуры.
3. Инструмент и приспособления, применяемые при ремонте.
1. Характерные износы палубных механизмов и устройств.
2. Характерные износы и повреждения насосов.
3. Техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонте СВМ.
1. Характерные износы в деталях и узлах ДВС.
2. Ремонт остова ДВС.
3. Ремонт КШМ.
4. Правила техники безопасности и противопожарные меры при ремонте ДВС.
1. Основные неисправности котлов. Выявление дефектов корпуса, водогрейных и дымогарных труб, кирпичной кладки, арматуры.
2. Способы ремонта и замены дефектных труб и глушение в судовых условиях.
3. Ремонт форсунок, топочного устройства, обмуровки и изоляции котла.
4. Гидравлические испытания котла после ремонта.
5. Техника безопасности и противопожарные меры при ремонте котлов.
1. Производство чугуна и стали. Классификация и маркировка.
2. Медь и её сплавы. Латуни. Бронза. Маркировка и область применения в судовом машиностроении и судоремонте.
3. Алюминий и его сплавы. Маркировка.
1. Термическая и химико-термическая обработка материалов.
2. Механическая обработка металлов. Паяние и сварка.
3. Коррозия металлов и меры борьбы с ней.
4. Пластмассы. Составы на основе эпоксидных смол.
Прокладочные и набивочные материалы для различных сред
1. Классификация судов по различным признакам.
2. Расположение оборудования и помещений.
3. Основные сечения корпуса судна.
4. Водоизмещение судна.
1. Общее устройство и формы обводов корпуса судна
2. Устройство внутренних помещений и надстроек судна.
3. Эксплуатационные и морские качества судна.
4. Понятия грузовой марки и марки углубления, минимального надводного борта.
1. Судовой набор. Понятия о продольной и поперечной прочности корпуса судна.
2. Характеристика систем набора корпуса.
3. Наружная обшивка судна, палубный настил, пиллерсы, комингсы.
4. Водонепроницаемые двери.
1. Виды и конструкции надстроек и рубок.
2. Штевни, тоннель гребного вала, дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов.
3. Фундаменты под судовые двигатели и котлы.
4. Конструктивные особенности танкеров, судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, лихтеровозов.
1. Технические средства, применяемые для спасения личного состав при аварийных ситуациях.
2. Технические средства для борьбы с водой и огнем при ликвидации повреждений судов.
3. Средства для поддержания судов на плаву.
1. Назначение рулевого устройства, его основные части и их расположение,
2. Специальные рули и подруливающие устройства.
Назначение якорного устройства, его составные части и расположение.
3. Швартовное устройство, его составные части.
1. Буксирное устройство.
2. Грузовое устройство со стрелами и кранами.
3. Особенности грузовых устройств ролкерных судов и лихтеровозов.
4. Грузовые люки и люковые закрытия.
5. Спасательное устройств и мачтовое устройство.
1. Грузовое оборудование танкера.
2. Разновидности грузовых и зачистных систем.
3. Понятие и назначение насосного отделения танкера и его расположение, освещение и вентиляция
4. Меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами.
5. Системы подогрева груза, орошения палубы и газоотвода.
1. Понятия транспортной безопасности.
2. Основные положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
3. Деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью.
1. Причины и источники загрязнения водной среды с судов.
2. Системы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды.
3. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды.
4. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.
5. Требования конвенции МАРПОЛ 73/78.
1. Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды в соответствии с международными требованиями.
2. Процедуры несения вахты в МО и КО.
3. Техника безопасности при работе в МО и эксплуатации котлов.
4. Основные процедуры по защите окружающей среды.
5. Устройство и назначение аварийно-предупредительных сигналов.
6. Обязанности вахтенного моториста при авариях.
7. Техника использования противопожарного оборудования в машинных помещениях.
8. Пути эвакуации из машинных помещениях
1. Понятия о поршневых двигателях внутреннего сгорания.
2. Принцип действия 4- тактного и 2-тактного
дизелей.
1. Индикаторные диаграммы дизелей.
2. Классификация и маркировка дизелей.
1. Фундаментная рама.
2. Рамовые подшипники.
3. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.
4. Картер и блок картеры.
5. Втулки и крышки цилиндров.
1. Поршни.
2. Поршневые кольца и пальцы.
3. Способы охлаждения поршней.
4. Шатуны.
5. Головки шатуна.
6. Коленчатые валы.
1. Понятие о смесеобразовании.
2. Однокамерное и многокамерное смесеобразование.
1. Система газообразования.
2. Топливная система.
3. Смазочная система.
4. Система охлаждения
5. Системы пуска, реверсирования и управления
главным двигателем.
1. Организация технической эксплуатации
2. Работа дизелей на различных режимах.
3. Обслуживание дизелей во время работы.
Остановка дизеля.
4. Меры безопасности при эксплуатации дизелей.
Подготовка к пуску и пуск дизеля.
1. Состав котельной установки.
2. Понятие и свойства водяного пара.
3. Классификация судовых паровых котлов
1. Конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов.
2. Конструкции утилизационных паровых котлов.
Принцип действия котла - утилизатора КУВ 100
1. Арматура котлов.
2. Топки и топочное устройство.
3. Форсунки котлов. Автоматизированная форсунка «Монарх».
1. Марки топлив для вспомогательных котлов.
2. Водообработка и режим продувания котлов.
Схемы топливной и питательной системы котлов КОАВ 200(68), КВА 0,5/5.
1. Подготовка котла к действию и включение его в работу.
2. Обслуживание котельной установки во время её работы.
3. Выключение котла из работы.
4. Надзор за состоянием котлов и правила безопасного обслуживания при их эксплуатации.
1. Особенности применения электрической энергии на судах.
2. Понятие электрической цепи и её элементов.
3. Аккумуляторы и их соединения.
4. Работа простейшего генератора переменного тока
5. Устройство машины постоянного тока.
6. Виды электрооборудования судов.
1. Назначение и классификация электрической аппаратуры управления и защиты.
2. Коммутационные аппаратуры автоматического управления.
3. Обслуживание электрической аппаратуры управления и защиты.
4. Основные элементы и классификация судовых электростанций.
5. Назначение и устройство главного распределительного щита.
6. Осбенности обслуживания электрических сетей
1. Системы управления электроприводами.
2. Основные элементы и их взаимодействие в системе.
3. Условные обозначения в электрических схемах.
4. Назначение рулевого электропривода и его основные элементы.
5. Схема управления электроприводом шлюпочной лебедки.
1. Системы пожарной и авральной сигнализации
2. Действие электрического тока на человека
3. Меры предупреждения травматизма.
4. Способы тушения пожаров в электроустановках.
5. Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током.
1. Механические рулевые приводы.
2. Электрические и гидравлические приводы.
3. Рулевые машины.
Гидравлическая рулевая машина типа РГ.
1. Устройство шпилей.
2. Устройство брашпиля.
Работа электрического брашпиля.
1. Грузовые стрелы и лебедки.
2. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.
1. Объёмные насосы.
2. Лопастные насосы.
1. Классификация и состав судовых систем.
2. Трюмные и противопожарные системы.
Система углекислотного тушения.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.