2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Подготовка по профессии Моторист (машинист)
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»
26.02.05 –   МДК.04.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 –   МДК.04.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Корнева В.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне

Уметь:

- выбирать способы решения задач к различным контекстам

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь:

- пользоваться современными технологиями для выполнения производственных задач

Иметь практический опыт:

- опыт использования  современных средств  поиска.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты по организации службы на судне.

Уметь:

- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Иметь практический опыт:

- опыт работы в коллективе и команде.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Уметь:

- пользоваться устной и письменной коммуникацией на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

Иметь практический опыт:

- общение на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по охране окружающей среды и принципы бережливого производства

Уметь:

- содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- профессиональную документацию на государственном и иностранном языках.

Уметь:

- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Иметь практический опыт:

- пользования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство судового оборудования

Уметь:

- выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования

Иметь практический опыт:

- выполнения ремонта судового оборудования.

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста при заступлении, несении и сдаче вахты;

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

Иметь практический опыт:

- опыт несения безопасной вахты  в МО.

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- обычные обязанности по вахте в машинном отделении

Уметь:

- выполнять обычные обязанности по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава.

Иметь практический опыт:

- опыт выполнения обычных обязанностей по вахте в МО.

К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- команды, относящимся к обязанностям  по несению вахты.

Уметь:

- понимать команды по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты

Иметь практический опыт:

- общения по вопросам, относящихся  к обязанностям по несению вахты

К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- устройство и работу котельной установки

Уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в котельном отделении поддерживать надлежащий уровень воды и давления пара

Иметь практический опыт:

- опыт несения вахты в котельном отделении

К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расписание по тревогам, виды и способы подачи сигналов бедствия;

Уметь:

- пользоваться аварийным оборудованием

Иметь практический опыт:

- опыт использования аварийного оборудования.

К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Основы управления структурным подразделением
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
126
98
28
В том числе: 
Лекционные занятия
112
92
20
Практические занятия
14
6
8
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
126
98
28
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Общие положения
 
Тема 1.1 Организация службы на судах флота
Лекция (урок):

1. Устав флота.

2. Основы организации судовой службы.

3. Общие обязанности членов судового экипажа.

4. Вахтенная служба. Обязанности вахтенного моториста.

5. Повсевденный распорядок и быт.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Охрана труда
Лекция (урок):

1. Основные положения охраны труда по улучшению трудовых условий плавсостава.

2. Организация работы по охране труда на судах и предприятиях морского транспорта.

3. Способы устранения причин производственного травматизма на судах.

4. Виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда.   

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 2.1 Общие сведения, принцип действия двух- и четырехтактных СДВС
Лекция (урок):

1. Понятия о поршневых двигателях внутреннего сгорания.

2. Принцип действия 4- тактного и 2-тактного дизелей.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Основы теории рабочего процесса
Лекция (урок):

1. Индикаторные диаграммы дизелей.

2. Классификация и маркировка дизелей.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.3 Остов дизелей. Детали КШМ
Лекция (урок):

1. Фундаментная рама, рамовые подшипники.

2. Станина, цилиндры, втулки цилиндров.

3. Картер и блок картеры.

4. Втулки и крышки цилиндров.

5. Поршень, шатун, коленчатый вал.

6
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Система газообразования.

2. Топливная система.

3. Смазочная система.

4. Система охлаждения

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.4 Конструкция обслуживающих систем дизелей
Практическое занятие:

Изучение схем систем дизеля.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.5 Системы пуска, реверсирования и управления главным двигателем
Лекция (урок):

1. Способы пуска дизеля.

2. Схемы систем пуска и основные его элементы.

3. Способы реверсирования дизелей.

4. Общие сведения о системах управления дизелей.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 2.6 Техническая эксплуатация 
Лекция (урок):

1. Организация технической эксплуатации

2. Работа дизелей на различных режимах.

3. Обслуживание дизелей во время работы.

Остановка дизеля.

4. Меры безопасности при эксплуатации дизелей. 

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 3. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации
 
Тема 3.1 Судовая пароэнергетическая

установка

Лекция (урок):

1. Состав котельной установки.

2. Понятие и свойства водяного пара.

3. Классификация судовых паровых котлов

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.2 Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов.

2. Конструкции утилизационных паровых котлов.

3. Принцип действия котла - утилизатора КУВ 100.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.3 Арматура и форсунки паровых котлов
Лекция (урок):

1. Арматура котлов.

2. Топки и топочное устройство.

3. Форсунки котлов. Автоматизированная форсунка «Монарх».

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.4 Топливная и питательная системы котлов
Лекция (урок):

1. Марки топлив для вспомогательных котлов.

2. Водообработка и режим продувания котлов.

3. Схемы топливной и питательной системы котлов КОАВ 200(68), КВА 0,5/5.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Средства управления паровых автономных котлов.

2. Автоматическое управление автономных водогрейных котлов.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.5 Средства автоматического управления вспомогательных котельных установок
Практическое занятие:

Автоматическое управление котельными установками КВА 0,5/5 и КОАВ200

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 3.6 Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов
Лекция (урок):

1. Подготовка котла к действию и включение его в работу.

2. Обслуживание котельной установки во время её работы.

3. Выключение котла из работы.

4. Надзор за состоянием котлов и правила безопасного обслуживания при их эксплуатации.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 4. Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
Тема 4.1 Механизмы рулевых устройств
Лекция (урок):

1. Механические рулевые приводы.

2. Электрические и гидравлические приводы.

3. Рулевые машины.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Устройство шпилей.

2. Устройство брашпиля.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.2 Якорно - швартовные механизмы
Практическое занятие:

Работа электрического брашпиля.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.3 Грузоподъёмные механизмы
Лекция (урок):

1. Грузовые стрелы и лебедки.

2. Правила обслуживания грузоподъёмных механизмов.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.4 Судовые насосы
Лекция (урок):

1. Объёмные насосы. Лопастные насосы.

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Классификация и состав судовых систем.

2. Трюмные и противопожарные системы.

3. Санитарная система.

4. Специальные системы нефтеналивных судов.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.5 Общесудовые системы
Практическое занятие:

Судовые системы.

1
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 4.6 Водоопреснительные установки (ВОУ)
Лекция (урок):

1. Назначение и классификация ВОУ.

2. Способы приготовления питьевой воды из дистиллята. Требования к качеству дистиллята.

3. Устройство ВОУ.

4. Обслуживание ВОУ.

2
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 семестр
 
Раздел 5. Выполнение судовых работ
 
Лекция (урок):

1. Ежедневное и плановое техническое обслуживание СДВС.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

2. Техническое обслуживание вспомогательных механизмов.

4
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 5.1 Система технического обслуживания СЭУ
Лекция (урок):

3. Техническое обслуживание паровых и утилизационных котлов.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 6. Основы производственной деятельности на морских судах
 
Лекция (урок):

1. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.

2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года.

3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов.

4. Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команде (вахтенные мотористы).

5. Охрана окружающей среды

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 6.1 Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, конвенций СОЛАС-74, МАРПОЛ 73/78
Практическое занятие:

Судовые установки очистки сточных и нефтесодержащих вод

8
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Раздел 7. Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
Тема 7.1 Правовые основы безопасности судоходства
Лекция (урок):

1. Основные положения законодательства.

Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

2. Деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
Тема 7.2 Охрана окружающей среды
Лекция (урок):

1. Общие сведения о вредных веществ, перевозимых водным транспортом и их маркировка.

2. Причины и источники загрязнения водной среды с судов.

3. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды.

4. Требования конвенции МАРПОЛ73/78.

3
К 1.1,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по профессии "Моторист (машинист)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.